Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Вездесущая, везде живущая

10 октября 2007Обсудить
Вездесущая, везде живущая

Можно со всей определенностью заявить: крыс мало кто любит. Вернее, большая часть человечества их ненавидит. Попробуем не спеша разобраться — за что?

«Крыса» — название собирательное. Существует четыре основных «клана» этих грызунов, которые прочно связали свои судьбы с человеком.

Норвежская, или серая, крыса. Вторглась на Европейский континент в XVIИ веке из Азии, впоследствии «зайцем» пробралась на суда всех морских стран, не забыв и Норвегию, откуда вынесла — вовсе не по справедливости — свое имя. Эта крупная и сильная обитательница нор — основной вид крысы в Соединенных Штатах. Многими исследователями она небезосновательно расценивается как млекопитающее, приносящее самые значительные разрушения на Земле.

Чердачная крыса. Переносчик чумы, в свое время косившей население Европы, хитрое и проворное создание, селится как в земляных норах, так и — что ясно из ее названия — на чердаках.

Полинезийская крыса. Когда три столетия тому назад европейские мореходы колонизировали тихоокеанские острова, неизбежными «членами экипажа» на судах и активными «первопоселенцами» были крысы. Сегодня небольшой по величине грызун «поли» распространен от Юго-Восточной Азии до Новой Зеландии и Гавайских островов.

Малый бандикут. Бич южной части Азии, ненасытный обжора, гроза хлебных полей и амбаров. Он припрятывает в своей норе запас зерна, в четыре-восемь раз превышающий прожиточный минимум грызуна. Никакая другая крыса не может сравниться с малым бандикутом в плодовитости: самки приносят в среднем раз в полтора месяца до семи крысят в помете.

Вездесущая, везде живущая

«Комнатная собачка дьявола»

...Страшной силы взрывы потрясали острова атолла Эниветок, расположенного в западной части Тихого океана. Огненные смерчи пожирали все живое на своем пути. Волны смертельной радиации расходились от гигантских «грибов». Соединенные Штаты испытывали свой атомный арсенал.

Через несколько лет после испытаний Эниветок посетили биологи. Следы радиоактивности обнаружили в растительности, в рыбах, обитавших у рифов, наконец, в самой почве. Из развороченных взрывами островков Эниветока более или менее целым остался лишь Энгеби. На нем установили несколько ловушек так, на всякий случай. И их быстренько заполнили... крысы. Биологи с удивлением отметили, что радиация не очень-то повлияла на них, напротив — остров был наводнен грызунами. Даже продолжительность жизни крыс Энгеби была больше средней продолжительности жизни крыс обыкновенных.

То, что грызуны выжили на острове, над которым взорвали атомный заряд, большинству людей показалось бы поразительным. Но многих родентологов — а так называют специалистов, которые изучают грызунов и, в частности, крыс, — этот факт не смутил. Уж кому, как не им, известно, что от крыс можно ожидать очень многого. Кстати, еще в XIX веке крысу называли не иначе как «комнатной собачкой дьявола». Причем называли с гордостью, словно восхищались крысиными «магическими» талантами. И в известной степени ей есть чем похвалиться.

«Средняя» крыса способна: проскакивать сквозь отверстие размером с пятикопеечную монету; взбираться по вертикальной кирпичной стене; проплывать более восьмисот метров; прогрызать свинцовые трубы и шлакобетон; размножаться с такой быстротой, что в течение года потомство одной крысы может достичь 15 тысяч особей. Крысы могут набиться в пятиэтажный дом до такой степени, что здание под их тяжестью рухнет, а сами грызуны разбегутся невредимыми.

Это факты. И неудивительно, что крысы, наделенные такой ловкостью, прожорливостью и остротой зубов, за многие столетия заслужили ненависть людей. С той поры, как древние египтяне изобрели первый в мире родентицид, человек отравляет «комнатных собачек дьявола» ядами в количествах, измеряемых тысячами тонн. Люди устанавливали и устанавливают всевозможные ловушки, начиная от простых веревочных петель до сложных устройств, напоминающих гильотину. Человек выкуривает крыс, затопляет и поджигает их норы. Он пытался стерилизовать крыс, убивать их током, даже пробовал вывести «улучшенную» породу котов. В отчаянии человек дотла сжигал жилища, дабы избавиться от грызунов. И тем не менее можно утверждать, что и сегодня крысы — неразлучные спутники людей.

Тому, кто живет в зоне умеренного климата, «крысиная проблема» в тропиках, возможно, покажется преувеличенной. Все сомнения рассеиваются, стоит только побывать на заболоченных равнинах одного из Филиппинских островов, скажем, Лусона. Эти места славятся обширными рисовыми плантациями, как, впрочем, и многочисленными популяциями крыс. Десятки, сотни грызунов врассыпную бегут из-под колес вездехода, перепрыгивая, словно лягушки, с одного листа водяной лилии на другой. А при наступлении сумерек из нор вылезают настоящие орды этих грабителей.

Вездесущая, везде живущая

Крысы — проклятье в жизни крестьянина Пабло Маринея, доведенного набегами грызунов до нищеты.

— Каждый сезон они уничтожают более половины моего урожая, — рассказывает Пабло, — и я ежедневно молю бога, чтобы он защитил меня от этих исчадий.

Мариней и его соседи носят вокруг рисовых полей вырезанное из дерева изображение их святого-покровителя, прося у него помощи, и все напрасно: спасения нет. В отчаянии Пабло незаконно провел электричество от общественной электросети к себе на участок и, установив проволочную изгородь, пустил по ней ток. По досадному недоразумению от удара током погиб соседский буйвол — Пабло пришлось отправиться в тюрьму, Сейчас он пытается избавиться от крысиной напасти при помощи ядовитых приманок. Без особой, впрочем, надежды на успех...

В деревнях Лусона время от времени устраивают массовые облавы на крыс. Количество убитых грызунов исчисляется тысячами на каждом рисовом поле: вполне достаточно, чтобы накормить семьи «охотников» и продать на местном рынке. Жителям Европы и в голову не пришло бы употреблять крысиное мясо в пищу, а вот во многих районах Азии и Тропической Африки оно входит в ежедневное меню людей.

— Вы, вероятно, думаете, что после очередной бойни популяции крыс восстанавливаются на каждом участке годами? — спрашивают специалисты по крысам. — Ошибаетесь! Уже к следующей посадке риса численность их не только восстанавливается, но даже увеличивается!..

Вездесущая, везде живущая

Сверхяды и суперкрысы

В прошлом году в одних лишь Соединенных Штатах крысы искусали тысячи людей, распространяя болезни и сея страх. Убытки от них исчисляются суммой в миллиард долларов — сюда входят и потери от бесчисленных пожаров по причинам, которые называются невыясненными, хотя чаще всего виновника бедствия обнаружить нетрудно. Это все те же крысы, которые «лакомятся» изоляцией на электропроводке.

В тех частях планеты, где постоянно витает угроза голода, крысы ежегодно уничтожают приблизительно пятую часть всего урожая, выращенного человеком.

...Карли — небольшая индийская деревня, расположенная в штате Гуджарат. Во время последней битвы с крысами жители ее уничтожили 8296 грызунов, посчитали цифру достаточно высокой и успокоились. Перестали ставить отравленные приманки, ослабили бдительность, и результаты этой умиротворенности не заставили долго ждать. Крысы вернулись в Карли. Одна из них пробралась в ларь с зерном, где сарпанх, глава деревенской общины, хранил деньги. Восемьсот рупий исчезли в желудке неразборчивой бестии. Еще одна крыса покусала пожилую женщину. В деревне и округе поднялась волна тревоги.

Сейчас крестьяне из Карли вновь обратились к властям с просьбой отпустить им ядовитые вещества.

...Эти животные способны поедать почти все и проживать почти повсюду. В такой крайней неприхотливости — ключ к разгадке великолепной адаптации грызунов к любым условиям жизни. Крысы одной и той же разновидности, проживающие в норах, скажем, в Северной Америке и на чердаках зданий в Европе, способны обитать на вершине кокосовой пальмы тихоокеанского острова и не спускаться на землю в течение многих поколений. В США, в штате Западная Виргиния, служащие рыбопитомника обнаружили крыс, ныряющих за форелью в поисках пропитания. Чтобы разнообразить свой «стол», животные с тем же успехом поедают лососевую молодь. И это тоже адаптация. Что же предпринять против крыс?

Вездесущая, везде живущая

— «Лучший» источник новых ядов, — заявляет директор биологической лаборатории в пригороде Лондона Толуэрте, — это фармацевтические компании. Порой новое испытываемое на крысах лекарство убивает грызунов — это разочаровывает компанию, зато вдохновляет нас. Таков один путь борьбы. Но это поиски вслепую. Другой путь — целенаправленная разработка новых антикоагулянтов...

Яды-антикоагулянты, вызывающие смертельные внутренние кровотечения, можно назвать передовой линией обороны в войне с крысами. Три десятилетия назад американские ученые, исследуя, отчего скот, поедавший порченое сено, часто истекал кровью, выделили химический препарат дикумарол. Затем появился синтетический антикоагулянт ворфарин — смертельный для крыс и относительно безопасный для других животных. Но ведь крысы хитры и удивительно проницательны. Они испытывают отчаянный страх перед отравой и проявляют поистине дьявольское чутье, распознавая вредоносную пищу, — даже если яд содержится в пропорции один к миллиону. Крыса, хоть раз испугавшаяся приманки, лучше будет голодать, чем прикоснется к лакомому на вид куску, которому она не доверяет. То же и с капканами. Крысы маникально подозрительны ко всему новому. Передвиньте ловушку или даже безобидный кирпич на иное место — крысы исчезнут на ночь или две.

Есть и другие виды «оружия»: радиоактивные устройства для мечения грызунов, высокочастотные звуковые генераторы, клейкие вещества: по поверхности, смазанной такой липучкой, не пробежит ни одна крыса. Существуют сложные приспособления, что-то вроде ультрамышеловок, которые хватают жертву в стальные челюсти, приканчивают ее электрическим разрядом, а затем упаковывают тушку в пластиковый мешок.

Но... в лабораториях многих стран можно увидеть клетки с печально знаменитыми «суперкрысами». На вид это обычных размеров грызуны. Однако по части выживания они «суперы», они выработали генетическую сопротивляемость к ядам, вызывающим свертывание крови. Иные из них спокойно переносят дозировки, которых хватило бы на... сто нормальных особей! К «суперкрысам», конечно же, принадлежат и потомки животных с Эниветока, проживающие ныне в одной из американских лабораторий.

Вездесущая, везде живущая

Современные крысоловы

Городская крыса обожает улицу. Вернее, она обожает улицу, где ей не угрожает опасность встретиться с собакой, кошкой, совой или автомобилем. Еще ранние исследования показали: если сотни крыс занимают близлежащие кварталы, значит, между ними почти нет движения транспорта. Так, может быть, как раз и воспользоваться тем, что шумные магистрали надежно разграничивают «крысиный мир», и начать последовательно уничтожать грызунов «по секторам»? Увы, это тоже не выход. Дело в том, что временно действующий яд только приостанавливает размножение крыс. Когда его действие кончается, начинается усиленное воспроизводство крысиного племени. Различные отравы и ловушки попросту освобождают пространство для еще большего числа крыс.

Естественные враги грызунов — кошки — общепризнаны, и... общепризнана беспомощность их в борьбе с крысами. «Среднестатистический» кот уничтожает всего лишь 25—30 крыс в год — этого далеко не достаточно, чтобы хоть как-то сократить число обитателей одной лишь колонии. Большинство собак с их разборчивостью в еде вообще не обращают внимания на крыс: один родентолог, например, отловил самого крупного грызуна под собачьей конурой.

К счастью, лишь редкие экземпляры крыс живут на свете больше года. Специалисты-родентологи вывели базовую аксиому: за исключением тех случаев, когда грызунов травят ядами, количество крыс будет возрастать до числа, «дозволенного» окружающей средой, а эта «дозволенность» определяется доступностью пищи, воды и крова. Только влияя на состояние окружающей среды, в первую очередь на улучшение санитарных условий, люди могут последовательно сокращать численность крысиных поселений.

Столь простая — но лишь на первый взгляд — концепция взята за основу ведения войн против городских крыс. По крайней мере, в теории. На практике же оздоровить окружающий нас мир оказывается непомерно трудной задачей. Плохи дела во многих старых городах мира с запущенным коммунальным хозяйством. Крысиные нашествия случались в Бомбее, Риме, Нью-Йорке, Балтиморе...

В Вечном городе идут бесконечные бои с крысами. Лишь одна из многих итальянских компаний, специализирующихся на борьбе с сельскохозяйственными вредителями, истратила полтора миллиона долларов на уничтожение крыс, постоянно беспокоящих граждан Рима. И конца этой войне пока не видно. Крысы — бедствие столицы Италии. Они уничтожают продовольственные запасы, портят имущество. По официальным статистическим данным, в Риме ныне 15 миллионов крыс. Вернее, как уверяют специалисты,. «...было 15 миллионов. К концу кампании, которая велась в течение полутора лет по всем правилам военной науки, численность крыс, как мы надеемся, сократится на шестьдесят процентов».

Перенесемся на север Европы, в западногерманский город Хамельн, где крыса в особом почете. Хамельн — город средневековых церквей и домов, наполовину сложенных из бревен. Выпеченные из теста крысы с ощетинившимися усами глядят из окон пекарен. Бутылки, напоминающие формой крысу, заполняют полки в лавках. Дважды в сутки, когда перезванивают колокола на старинной каменной ратуше, глокеншпиль — часы с механическими фигурками — рассказывает легенду о крысолове, который, будучи обманут жадными городскими бюргерами, увлек игрой на своей дудочке в озеро всех детей Хамельна.

Ныне в Хамельне крыс держат под неусыпным контролем. В новой ратуше выставлен солидный документ, удостоверяющий, что город «...практически очищен от крыс». Но экономные горожане Хамельна, как выяснилось, и сегодня с неохотой оплачивают труд того, кому выпала доля «играть на дудочке». А ведь штатная должность крысолова в муниципалитете Хамельна существует с давних времен — с тех самых, как легенда... перестала быть легендой и превратилась в реальность. По крайней мере, все в Хамельне — от млада до велика — верят в миф об обманутом дудочнике. Нынешний «крысолов» нездешний, выписан в город издалека, состоит на окладе — довольно, кстати, маленьком.

Веками человек борется с крысами, и довольно странно выглядит тот факт, что люди узнали об их наиболее пагубной роли — роли переносчиков болезней — лишь на стыке прошлого и нынешнего веков. А тем не менее это факт. Незнание крыс обошлось человечеству очень дорого.

Ученые подсчитали: крысы переносят на себе возбудителей по меньшей мере двадцати видов болезней: от тифа до трихиннелеза. В Азии, Африке и Латинской Америке люди до сих пор умирают от чумы. Разносчики «черной смерти» тоже крысы.

...Итальянские купцы не испытали особой тревоги в 1347 году, когда корабли, взявшие груз пряностей в черноморских портах, пришвартовались у оживленных генуэзских складов, и корабельные крысы сбежали на берег.

Спустя время озадаченные граждане Генуи были поражены болезненными припухлостями лимфатических узлов — это пришла бубонная чума.

Вскоре вся Европа была охвачена эпидемией. Средневековые лекари размышляли о «вредных парах», вызванных неблагоприятным расположением планет. Три года свирепствовала чума. 25 миллионов погибших — таков печальный итог нашествия «черной смерти».

Это документированные свидетельства о бедах, что принесли человечеству крысы. Но есть еще и небылицы, и пришла пора их развеять.

«Грязный, как крыса». При таком образе жизни, который ведет крыса, может ли она быть чистюлей? И все же изречение несправедливо. Поместите крысу в клетку, и вы увидите, как она тщательно ухаживает за собой большую часть суток.

«Носится, как крыса». Грызун в лабораторной клетке набегает до 32 километров в день и, кажется, не интересуется результатом своего бега. Для него, несомненно, важен сам процесс движения. Но и тут мы будем не правы, если примемся утверждать, что крыса хороший бегун. Самая высокая скорость — 9,6 километра в час.

Вездесущая, везде живущая

«Крысы величиной с кота». В корне неверно. Просто у страха глаза велики. Даже самая крупная, норвежская, крыса весит меньше 900 граммов. Домашние же коты тянут до пяти килограммов.

«...Как крысы с тонущего корабля». Утверждение, по всей вероятности, правильное. Но здесь дело не в какой-то сверхъестественной проницательности крыс, а в простом факте: места их обитания в трюмах затопляются в первую очередь, и поэтому крысы вынуждены спасаться бегством.

«Дерется, как загнанная в угол крыса». Очень верно, и будьте осторожны. Если все пути отхода перерезаны, крыса в отчаянии способна кинуться на атакующего, будь то кот, собака или человек.

«Полчища крыс». Возможно, быстрое размножение грызунов дало толчок созданию мифов об «армиях» крыс, марширующих как на поле битвы. В действительности они редко объединяются: например, две крысы, схватившие непомерно большой кусок пищи, обязательно тянут его в противоположные стороны.

Впрочем, не стоит приписывать крысе лишних «грехов» — у нее хватает своих. Но только ли грехов?

...Сколько веков существует крыса, столько же времени человек наблюдает за ней, борется и изучает ее повадки. Осталось еще много непознанного в поведении «комнатной собачки дьявола». Атака на крыс ведется по всем фронтам. Однако не поступит ли человек опрометчиво, уничтожив крыс полностью — насовсем и навсегда? Ведь каждое животное занимает свою экологическую вишу, и исчезновение того или иного вида может грозить самыми непредсказуемыми последствиями. Да, крысы — вредители, крысы — распространители заразы, но не потеряем ли мы и что-то важное — неизвестно пока что, если разделаемся с ними окончательно? Помимо всего прочего, крысы незаменимы в биохимических и биогенетических лабораториях. Их приспособляемость по-прежнему загадка для биологов. Конечно же, человек выйдет победителем в тотальной «антикрысиной» войне. Но... лишь тогда, когда до конца поймет, что же это такое за существо — крыса.

По материалам зарубежной печати подготовил В. Ривош

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения