Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Между джипом и багги

1 января 2008Обсудить
Между джипом и багги

В последний период Великой Отечественной войны большие услуги оказали войскам «Иван-Виллисы» — так именовали советские внедорожники ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б (он же «Бобик»), и ленд-лизовские американские полноприводные грузовики «Студебеккер» US-6

Механический двигатель появился в армии давно, и самая старая задача, решавшаяся с его помощью, — снабжение войск. Паровые тракторы доставляли грузы британским войскам еще во время Крымской войны. С началом XX века в армию пришел автомобиль с бензиновым двигателем, а к концу столетия семейство военизированных «легковушек», внешне не слишком похожих на свои гражданские аналоги, сильно разрослось.

Накануне Первой мировой войны в ряде армий уже имелись автомобильные подразделения. Речь пока шла в основном о моторизации тылов и штабов, хотя уже планировали использовать автомобили под самоходные радиостанции и прожекторы, под установку орудий, для эвакуации раненых. С началом войны они перебрасывали войска, буксировали артиллерийские орудия и разнообразные прицепы, доставляли на место средства ремонта. То есть уже тогда определился круг задач, решаемых автомобилями в армии. В межвоенный период моторизация в виде широкого введения в войска колесного и гусеничного транспорта стала одной из главных забот всех передовых армий, независимо от выбранных ими стратегических концепций. Операции Второй мировой войны уже невозможно представить без массового использования военной автомобильной техники (ВАТ).

За последние шесть десятилетий сменилось несколько поколений ВАТ, а количество и объем решаемых ею задач росли в соответствии с развитием средств и способов ведения боевых действий. Современную военную технику принято делить по типам на специальные колесные шасси и колесные тягачи, военные гусеничные машины транспортно-тягового класса, автомобили многоцелевого назначения, подвижные средства автотехнического обеспечения (ремонтно-эвакуационные машины, машины технической помощи, подвижные мастерские, средства обеспечения эксплуатации). По видам же — на колесную и гусеничную. Все это необходимое войскам многообразие формируется во всех странах по-разному. Мы же рассмотрим лишь отдельные типы армейских машин.

Вполне естественно стремление вооруженных сил развитых стран иметь на вооружении технику отечественного производства или, по крайней мере, необходимую сервисную сеть для обслуживания ВАТ иностранного производства. Автомобильный парк Российской Армии на 2005 год оценивался примерно в 460 тысяч машин — советского и российского производства. В результате распада Советского Союза часть производителей оказалась в «ближнем зарубежье», а эксплуатацию и ремонт столь обширного парка нельзя ставить в зависимость от внешних условий. Пришлось отказаться, например, от автомобилей украинского Кременчугского автозавода (КрАЗ). А вот белорусским предприятиям — Минскому автомобильному заводу (МАЗ) и Минскому заводу колесных тягачей (МЗКТ) — удалось сохранить тесные отношения с Российскими вооруженными силами. Давно известно, что парк ВАТ требует как можно большей унификации, чтобы не усложнять процессы поставки, обучения, снабжения, эксплуатации, ремонта. Между тем в мотострелковом полку, например, все равно используется 5—6 типов машин разных производителей со своими эксплуатационными особенностями. Поэтому под машины различного назначения (от мелких до крупных) стремятся отобрать несколько базовых шасси.

Между джипом и багги

HMMWV M998A2 (4х4) — бронирование с помощью навесных панелей (1 — передние броневые накладки, 2 — защита багажника, 3 — защита днища, 4 — бронированные двери, 5 — защита картера и подкрылки). Масса без брони — 2,544 т, грузоподъемность — 1,25—1,5 т, двигатель — дизельный, 170 л. с., скорость по шоссе — до 113 км/ч

Незаменимые внедорожники

Ставшее привычным словосочетание «навороченный джип» несет в себе внутреннее противоречие. Ведь изначально «джипы» как раз чужды всяким «наворотам». Легковые машины с колесной формулой 4х4 (то есть четыре колеса с полным приводом на все) максимально упрощенной конструкции, повышенной проходимости и высокой «выносливости» начали службу во Вторую мировую войну в качестве командирских, разведывательных, санитарных, транспортных машин, подвижных средств связи, тягачей полевых орудий и легких прицепов. О происхождении слова «джип» давно спорят. Согласно одной из версий, это слово происходит либо от англоязычной аббревиатуры «Джи-Пи» — GP («общего назначения»), либо от обозначения модели GPW «Форд» — аналога МВ «Виллис».

Машины, появившиеся вскоре после Второй мировой, были наследниками первых массовых джипов. По сию пору широко используются в различных своих модификациях такие созданные в 1950—1960-е годы ветераны, как, скажем, американские М151 грузоподъемностью до 554 килограммов или британские «Лэндровер» (до 790 килограммов), или же советские УАЗ-53 (два человека плюс 600 килограммов груза). Но меняются способы ведения войн, и требуются новые поколения автомобилей.

Между джипом и багги

Обычная импровизация гражданской войны — американский 12,7-мм пулемет М2НВ, укрепленный на японском пикапе «Исузу». Кот д’Ивуар, Африка

Так, в США после вьетнамской кампании решили отказаться от потомков «старины Виллиса» в пользу принципиально новой машины. Результатом стал едва ли не самый разрекламированный за последние четверть века военный джип HMMWV (аббревиатура, означающая «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство»), заказ на который в 1983 году получила компания «Америкэн Моторс Дженерал». Эта машина известна также под прозвищем «Хамви» или под именем «Хаммер» («молоток»), хотя «Хаммерами» вообще-то зовут ее коммерческие модификации. Военный М998 HMMWV весьма удачно сочетал мощный дизельный двигатель, независимую подвеску колес с широкопрофильными шинами низкого давления и вставками для езды на спущенных шинах, широкую колесную базу, возможность передачи на колеса большого крутящего момента, большой дорожный просвет и небольшую высоту самого корпуса из алюминиевых сплавов. Также в качестве достоинств стоит упомянуть минимальные свесы корпуса впереди и позади колес, четырехместную кабину и довольно вместительное грузовое отделение. Правда, за низкий силуэт пришлось расплачиваться туннелем трансмиссии, занявшим значительный объем кабины. Характерно предъявленное к машине требование — водитель может управлять ею с ранением одной руки и одной ноги. Этому способствуют автоматическая коробка передач и набор органов управления. Поднятый над капотом воздухозаборник с воздушным фильтром увеличивает глубину преодолеваемого брода и улучшает работу в условиях запыления (сухая степь, пустыня). Семейство HMMWV имеет 15 базовых модификаций с общими шасси, двигателем и трансмиссией: 8 из них являются боевыми машинами, несущими на борту вооружение, остальные — санитарные, штабные и так далее. Всего в семействе используются 44 сменных модуля. Это позволило заменить не только основного предшественника — массовый джип М151, которого HMMWV превзошел по грузоподъемности почти втрое, — но и целый ряд машин и значительно унифицировать автопарк соединений. Различные модификации «Хамви» служат более чем в 30 странах, хотя это едва ли не самый дорогой военный джип на планете.

Бронированные модификации этого автомобиля изменялись следующим образом: первоначально предусматривалось противопульное бронирование патрульных машин с использованием стали, кевлара и бронестекол из поликарбоната. Но в 1990-е началось усиление бронирования — в основном как отклик на опыт, выносимый американскими солдатами из очередной военной кампании, проводимой Америкой в той или иной стране. После событий в Сомали появился М1109 с противопульным и противоосколочным бронированием. Затем на тяжелом шасси HMMWV M1113 построили М1114, в котором фирма «О’Гара-Хесс энд Айзенхардт» дополнила противопульную защиту противоминной. Эти машины опробовали в Боснии, за ними появился М1116 с еще более усиленной бронезащитой: он вместе с М1114 понадобился в Афганистане и Ираке . В печати описывали, например, показательный случай, когда в Афганистане патрульный М1114 наехал на противотанковую мину, лишился колес, корпус покорежило, но никто из четверых бойцов в кабине не пострадал — бронирование сработало «на пять». Спрос на такие машины резко вырос в 2004—2005 годах, когда в Ираке патрули оккупантов подвергались обстрелам столь часто, что водители-контрактники якобы даже отказывались от поездок, а армейские мастерские усиливали бронирование «Хамви» кустарными способами. Справедливости ради надо отметить, что создавался HMMWV с расчетом на несколько другие задачи. Бронирование, которое может поднять шасси джипа, сохраняя подвижность и приемлемую грузоподъемность, все равно не защитит от кумулятивной гранаты РПГ и мощных фугасов. Это, кстати, относится и к ряду легких бронетранспортеров. Ну а на улицах города или пригорода, горной дороге любая машина без прикрытия окажется слишком уязвимой — поэтому неудивительно применение других приемов защиты. В «горячих точках» можно встретить, например, джипы со снятыми дверями — от гранаты или ударной волны дверь все равно не защитит, а может еще и сама поразить пассажиров и водителя, а шансов покинуть атакованную машину без дверей куда больше.

Между джипом и багги

Сверхнизкий ЛуАЗ-967М (4х4), он же ТПК, СССР. Масса — 930 кг, грузоподъемность — 320 кг + водитель, двигатель — бензиновый, 37 л. с., скорость — до 75 км/ч по шоссе, 3—4 км/ч на плаву, запас хода по шоссе — 370 км

Тем не менее спрос на бронирование многоцелевых армейских автомобилей, включая джипы, растет. Вот некоторые цифры: компания «Армор Холдинг» с 1993 года до середины 2006-го «навесила» броню на примерно 17,5 тысячи «Хамви», из них на 14 тысяч — после 2003 года (в основном в модификациях М1114 и М1116), а с января 2004 по июнь 2006 года произвела для них более 1 800 съемных бронекомплектов.

Во время войны в Ираке свой вариант бронирования HMMWV предложили в ЮАР , уделив главное внимание защите от фугасных мин. Что было логичным — в Южной Африке набран немалый опыт противоминной защиты колесных машин, а для HMMWV она стала едва ли не главной проблемой.

Примета времени — многоцелевая легкая машина LMV (весящая, впрочем, 6,7 тонны) итальянской компании «Ивеко» имеет противоминную защиту уже в базовой комплектации.

В США недавно запланировали замену части HMMWV и грузовиков-тягачей HEMTT LHS, и несколько фирм начали разработку автомобилей по двум связанным программам — FFTS UV грузоподъемностью до 2,5 тонны и FFTS MSV — до 11 тонн. Кроме большей грузоподъемности, к новому внедорожнику предъявили требования усиленной подвески (чтобы можно было выдержать комплект съемной брони), а также более мощного электрогенератора для питания радио- и оптоэлектронной аппаратуры. А ведь навигация, наблюдение, разведка и связь — тоже составные части «защиты». Крупнокалиберные пулеметы и снайперские винтовки, ручные противотанковые гранатометы, переносные ПТРК порой превращают малую заметность, высокую подвижность и современные приборы наблюдения в куда более важный параметр легких машин, чем их бронезащита.

Джипы — техника двойного назначения. Большинство военных джипов имеют гражданские модификации, при этом часто более многочисленные. Свидетельство тому — и германское семейство «Мерседесов» G-класса, и «Хаммеры», и советский УАЗ-469, изначально разрабатывавшийся в военном и «народнохозяйственном» вариантах.

«Тигры» и «Барсы»

Первый серийный военный внедорожник 4х4 появился в СССР в 1941 году в виде ГАЗ-61, за ним последовали ГАЗ-64, -67 и -67Б. Однако в ходе Великой Отечественной войны ленд-лизовских «Виллис», «Форд», «Додж три четверти» в войсках оказалось куда больше. В 1953 году начали выпуск ГАЗ-69. Интерес к машинам повышенной проходимости непрерывно возрастал — если в 1956 году в СССР выпускалось 5 различных базовых моделей, то в 1970-м уже 11.

Между джипом и багги

Ударный багги FLYER R-12 сингапурского производства, применяется в США. Масса — 2,47 т, экипаж — 3 человека, двигатель — дизельный, 81 л. с., скорость — до 110 км/ч, запас хода — 500 км

В 1972 году Ульяновский автозавод начал выпуск УАЗ-469, достойно служащего по сию пору. Испытательные пробеги, пройденные УАЗ-469, очень показательны — по Великому шелковому пути, Сахаре, пустыне Каракум, Сибири. В ходе пробега по Кавказу в 1974 году УАЗики даже взобрались (ну, почти) на Эльбрус, поднявшись на 4 000 метров. Едкая шутка «чего только не изобретут русские, чтобы не строить хорошие дороги» — это как раз про них. Но армия и не собирается действовать только вдоль дорог. Военная же модификация УАЗ-469 отличается от гражданской дополнительными колесными редукторами, позволившими увеличить дорожный просвет и повысить проходимость, предпусковым подогревателем, экранированным электрооборудованием. В разных модификациях УАЗик попал более чем в 80 стран мира. Заметно уступая многим зарубежным внедорожникам по комфортности, весьма тряский на ходу, он обладал самым главным для «джипа» качеством — проходимостью, надежностью и ремонтопригодностью. Генерал-лейтенант Ю.П. Прищепо, например, вспоминал, как в Эфиопии при преодолении «вади» — русла маловодной речушки с песком и илом — прочно засели «Лендроверы» (очень неплохие машины), а УАЗик, побуксовав, все же прошел и «Лендроверам» помог буксиром.

По ходу производства в автомобиль вносились различные изменения. В 1985 году УАЗ-469 успели модернизировать (модификация УАЗ-3151), установив двигатель в 80 л. с. (против 75—77 у прежних УАЗ-469) и внеся ряд изменений в трансмиссию, ходовую часть, органы управления. Позднее вносились еще изменения, в целом улучшившие ходовые и эксплуатационные качества машины. Войсковые модификации этой марки включали автомобиль общего назначения, командно-штабную машину, машину радиационной и химической разведки и другие. Среди специального оборудования к нему можно упомянуть дорожный индукционный миноискатель и комплект железнодорожных «ходов» для движения автомобиля по железнодорожному полотну с широкой отечественной колеей в 1 520 или «стефенсоновской» в 1 435 миллиметров.

В 1990-е годы делали ряд попыток модернизации старого «козлика» УАЗ-469 (УАЗ-3151) прежде всего для коммерческого рынка. Но и военные задачи не забывали — конфликты, в которых участвовала российская армия, просто не давали о них забыть.

Между джипом и багги

Хаммероподобный ГАЗ-29752 «Тигр» (4х4), используемый ОМОН и внутренними войсками МВД РФ. Масса — 5 т, грузоподъемность — 1,5 т (или до 10 человек), двигатель — дизельный, 197 или 205 л. с., скорость — до 125—140 км/ч, запас хода по топливу — до 1 000 км

Ульяновский автозавод установил на автомобиль новый 137-сильный двигатель с электронным впрыском в сочетании с 5-ступенчатой коробкой передач, редукторными мостами, передней пружинной и задней рессорной подвесками. Появилась новая модель — УАЗ-3159 «Барс». Корпорация «Защита» снабжала «Барсы», предназначавшиеся для армии и МВД, скрытым или открытым локальным бронированием кабины.

На основе «Барса» с увеличенной шириной колеи создан УАЗ-2966, поставляемый в войска с 2004 года и также имеющий возможность установки бронирования. Кстати говоря, и разнесение колес по ширине связано не только с устойчивостью машины на ходу, «вписыванием» в колею или компоновкой узлов и агрегатов. Оно еще и способствует защите — при наезде на мину меньше вероятность, что оторванное колесо поразит кабину, да и сам взрыв происходит дальше от мест экипажа и пассажиров. В Чечне и Дагестане Российская армия столкнулась с теми же проблемами минной войны и обстрелов из автоматического оружия и гранатометов, что и Советская в Афганистане. Но локальное бронирование приносило плоды. Можно вспомнить описанный в прессе случай. «Барс» уфимского ОМОНа попал в Чечне под обстрел бандитов, одна из пуль, угодив в двигатель, обездвижила машину, по которой сразу выстрелили из РПГ, граната взорвалась в задней колесной нише. После боя на машине насчитали более полутора сотен попаданий. Но все находившиеся в кабине выжили.

Интересна разработка Горьковским автозаводом и его дочерней фирмой «Промышленно-компьютерные технологии» более тяжелого джипа ГАЗ-2975 «Тигр» грузоподъемностью до 1,5 тонны (близко к «Хамви») с использованием агрегатов БТР-80, независимой торсионной подвеской колес. Кроме большей надежности, это дало машине отличную проходимость, которой способствуют и весьма солидный дорожный просвет в 400 миллиметров (у армейского УАЗ-469 — 300), и система регулирования давления воздуха в шинах. Правда, колеса и механическую коробку передач взяли импортные. Экспортный вариант «Тигра» получил еще и американский дизель «Каммингс» с турбонаддувом, но для поставки в «родные» вооруженные силы может ставиться двигатель ГАЗ-562 (выпускается по лицензии австрийской «Штайр»), также с турбонаддувом, в 197 лошадиных сил. Таким оснащены «Тигры», поставленные в ОМОН МВД. Имеют они и бронирование, защищающее от пистолетных и малокалиберных автоматных пуль. Перед нами нечто среднее между джипом и легким бронетранспортером для полицейских операций в опасных районах. Из аналогов можно привести британскую бронированную машину «Шорлэнд» на шасси «Лэндровер Дефендер».

Боевые гномы

Иным родам войск требуются в качестве тягачей и транспортеров машины высокоподвижные и малогабаритные. Для воздушно-десантных войск, например, такая потребность была ясна с момента их появления. Неудивительно, что для них создавались джипы, которые можно назвать сверхмалыми, главные достоинства их — возможность переброски любым военнотранспортным самолетом и транспортным вертолетом, десантирования на легких парашютных платформах, малая заметность на местности. Сюда можно отнести американский М274 «Механический Мул» с двигателем в 21 лошадиную силу, французский «Лор Фарди» FL 500 с 28-сильным двигателем. А весьма оригинальный австрийский «Штайр-Пух» 700 АР «Хафлингер» с двигателем в 22—27 лошадиных сил предназначался для действий в горах. Оригинальный ход сделал бундесвер ФРГ в 1970-е годы, приняв на вооружение воздушно-десантных и горных частей автомобиль «Крака» 640 компании «Фаун» с оппозитным двухцилиндровым двигателем и складной рамой, изначально создававшийся как… сельскохозяйственный мотоблок. Тем не менее «Крака» служил и транспортером, и платформой для установки тяжелого вооружения — безоткатных орудий, противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Тоу» или «Милан», 20-мм автоматической пушки Rh202. Впрочем, в конце концов «Крак» пришлось заменить более тяжелыми автомобилями и малыми авиадесантируемыми бронемашинами.

Между джипом и багги

Легкое шасси (4х4) «Фаун» KRAKA 640, ФРГ. Масса — 1,61 т, грузоподъемность — 0,75 т (или до 6 человек), двигатель — бензиновый, 26 л. с., скорость — до 55 км/ч, запас хода — около 200 км

В СССР разработка сверхмалого внедорожника началась в 1950-е годы с задачей создать малозаметный «транспортер переднего края» (ТПК); правда, для него также предполагалась и сельскохозяйственная карьера. В 1960-е годы в Советской Армии появился плавающий внедорожник ЛуАЗ-967 производства Луцкого автозавода с приземистым корпусом-понтоном и четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения. ТПК служил для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов, военнотехнического имущества, а также установки отдельных видов вооружении — ПТРК «Конкурс» или «Метис», автоматического гранатомета АГС-17. Водитель мог управлять машиной лежа. Малые габариты и вес в сочетании с хорошей проходимостью и плавучестью делали ТПК удобным для десантов, лебедка и съемные мостки повышали проходимость, лебедкой можно было подтягивать к машине грузы и раненых. А сельскохозяйственную модификацию ТПК все-таки получил — в виде неплавающих автомобилей ЛуАЗ-969 и ЗАЗ-969.

Казалось бы, к настоящему времени малогабаритные джипы завершили свою военную карьеру. Однако недавно о них вспомнила морская пехота США. Принятый на ее вооружение самолет MV-22 с вертикальным взлетом и посадкой с трудом вмещает джип HMMWV, а значит — высаживаемый десант остается без транспортных средств и тяжелого оружия. Как вариант предложено использовать легкий джип «Граулер», созданный на основе агрегатов старого джипа М151 — любопытный виток карьеры наследников «Виллиса». Имя «Граулер» оказывается тут весьма к месту, ведь так именуют «старомодный четырехколесный извозчичий экипаж».

Ударный багги

Автомобили, вооруженные пулеметами или автоматическими пушками, конструировались еще в самом начале XX века. Их реальные образцы нашли себе боевое применение в ходе двух мировых и ряда локальных войн. Скажем, во время Второй мировой Красная и американская армии не без успеха использовали в бою вооруженные пулеметами «Виллисы», британские «коммандос» удачно применяли обильно вооруженные пулеметами джипы в Северной Африке. Не говоря уже о многочисленных зенитных пулеметных установках на автомобильном шасси.

Между джипом и багги

Машина «Панар» SPV на шасси G270 CDI для французского спецназа. Масса — 4,0 т, вместимость — 6—8 человек, двигатель — дизельный, 210 л. с., скорость — до 120 км/ч, запас хода — 800 км, противоминная защита днища

Новый всплеск интереса к высокоподвижным вооруженным автомобилям повышенной проходимости произошел в 1970—1980-е годы в связи с формированием «легких» соединений и сил быстрого реагирования, расширением применения войск специального назначения и воздушно-десантных. На машины возлагали задачи разведки и патрулирования, уничтожения живой силы и боевой техники, лазерного целеуказания высокоточным боеприпасам, рейдов и поисково-спасательных операций в тылу противника. Отсутствие бронезащиты должны были компенсировать подвижность (за счет высокой удельной мощности двигателя, независимой подвески колес, небольшого удельного давления) и малая заметность, которую обеспечивали низкий силуэт и небольшая шумность хода. Средний транспортный вертолет должен был перевозить внутри две машины с экипажами. Понятно, что тут бронированные машины не могли конкурировать с небронированными. С той поры насчитывают уже несколько поколений ударных автомобилей.

Большой интерес в качестве шасси такого автомобиля вызывал багги — легкий спортивный автомобиль, отличающийся очень небольшими размерами и весом, высокой скоростью, проходимостью и устойчивостью. Примером служат последовательно опробованные американцами машины FAV, LSV и ALSV «Чиноут». ALSV при скорости до 130 километров в час и разгоне с места до 50 километров в час за 8 секунд может нести 3—4 человек, 12,7-мм (М2НВ) и 7,62-мм (М240G) пулеметы, то есть вооружение, сопоставимое с «Хамви». При этом имеет коммерческие дизельный двигатель и трансмиссию, электронную систему управления, средства связи и навигации. Иорданская ударная машина АВ3 «Блэк Ирис» отличается не только колесной формулой 4х2 и приземистостью корпуса, но и рамой на корме для перевозки легкого мотоцикла.

Оригинальную ударную машину «Дезерт Рейдер» представила на рубеже XXI века израильская компания AIL. Автомобиль похож на удлиненный багги, но с колесной формулой 6х6 — два передних колеса с независимой подвеской и четыре задних, попарно подвешенные на балансирах. Экипаж расположен ромбом — водитель по оси машины, по бокам сзади — пулеметчики, на платформе позади водителя могут разместиться еще 1—2 человека с вооружением или перевозимое имущество. Странно, но компоновка этого большого насекомого напоминает советскую гусеничную боевую машину десанта. Важная черта «Дезерт Рейдер», успевшей получить армейское название «Томер», — расположение двигателя и система выхлопа, уменьшающие тепловую и акустическую заметность машины. Вооружение может включать 2—3 пулемета калибра 5,56 («Негев») или 7,62 (MAG) миллиметра, а также один ПТРК.

Скорость или броня?

Багги и шасси вроде «Дезерт Рейдер», относящиеся к малым ударным автомобилям, хороши для движения по песчаным грунтам, к тому же их возможность перевозки боеприпасов, запаса ГСМ и продовольствия ограниченны. Куда универсальнее и надежнее ударные автомобили «среднего» (до 4,5 тонны) и «тяжелого» (до 6 тонн) класса на основе армейских джипов и даже полноприводных грузовиков.

Между джипом и багги

Автомобиль М-626/G «Дезерт Рейдер» (6х6), Израиль. Масса — 2,6 т, двигатель — бензиновый, 150 л. с., или дизельный, 107 л. с., скорость — до 110 км/ч, запас хода — 600 км

Можно для примера вспомнить машины британских сил специальных операций. Во время Фолклендской войны они пользовались традиционными джипами «Лэндровер». Но самолет С-130 мог брать на борт не более двух таких машин, а требовалось — до семи машин с экипажами. Для 22-го британского полка SAS изготовили легкие машины LSV. Их пустили в дело в 1991 году в Персидском заливе. Однако уже там британцы все же предпочли куда более вместительный старый джип «Розовая пантера» на шасси длиннобазного «Лэндровера» — кроме вооружения и нескольких человек он нес дымовые гранатометы, канистры с топливом и водой, навигационное оборудование, навесные багажники для имущества. Применялись они в сочетании с мотоциклами «Кэнон» и машинами поддержки на шасси германского грузовика «Унимог». На старых добрых «Лэндроверах» передвигаются британские патрули и в Ираке.

В варианте «ударного» предлагали и американский HMMWV, на который ставили в разных вариантах — загибаем пальцы — 40-мм автоматический гранатомет MK19, 7,62-мм пулемет M60, 12,7-мм M2HB, 12,7-мм многоствольный GAU-19/A, 30-мм пушку ASP(R)-30, ПТРК «Тоу». Но базовый HMMWV оказался тяжеловат. Поэтому его модификация HMMWV/SOV для сил специальных операций имеет укороченную и «обуженную» базу, открытый верх, дуги безопасности и установки под автоматическое вооружение. Для Великобритании на шасси HMMWV ECV уменьшенной ширины разработали автомобиль «Шэдоу» с возможностью установки стабилизированной платформы с автоматическим стрелковым оружием, безоткатного орудия или ПТРК. В то же время морская пехота США приняла «скоростную штурмовую машину» IFAT на шасси германского «Мерседес» GDT 290, способную перевозить 6 полностью экипированных бойцов, а также 12,7-мм пулемет М2НВ и 7,62-мм М240G или 40-мм гранатомет Mk19. А главное — IFAT отлично помещается в средний транспортный вертолет.

Между джипом и багги

Ударный багги ALSV, США. Масса — 2,35 т, экипаж — 3 человека, двигатель — дизельный, 140 л. с., скорость — до 130 км/ч, запас хода — 500 км

На шасси G270 той же G-серии «Мерседес» в Германии построили ударные автомобили LIV и LIV(SO) массой 2,55—3,3 тонны модульной конструкции. Четыре возимые опоры-домкрата позволяют в полевых условиях поставить боевой модуль с ракетным комплексом, защищенный модуль для перевозки солдат, разведывательное оборудование, цистерну для ГСМ, комплект ремонтно-эвакуационного оборудования, электрогенератор. Можно установить автоматическую пушку или автоматический гранатомет.

Естественно, что ударные машины тоже решили снабдить легким бронированием. В передней части той же ALSV могут монтироваться неметаллические бронепанели. Ударные джипы могут нести боестойкие шины, комплект противоминной защиты, съемную противопульную броню. То есть развитие шасси повышенной проходимости, с одной стороны, и средств бронезащиты и поражения — с другой, все же сблизили ударные автомобили среднего и тяжелого классов с легкими бронемашинами. Способствовал тому и интерес к автоматическим пушкам калибра 20—30 миллиметров как групповому оружию подразделений. Британцы, скажем, на шасси «Унимог» ставили 20-мм пушку «Вектор» GAI, да и на шасси «Лэнд Ровер Дефендер» 110 может ставиться стабилизированная платформа WMIK с 20- или 30-мм пушкой либо спаренными 12,7и 7,62-мм пулеметами.

УАЗ-469 с пулеметным вооружением использовал советский спецназ в Афганистане. На базе же российского УАЗ-3159 с расширенной колеей представлена машина «Скорпион-2» с увеличенными дверьми (для облегчения покидания машины), турелью для установки пулемета калибром от 7,62 (ПКТМ) до 14,5 миллиметра (КПВТ).

Наконец, трудно сосчитать количество импровизированных «ударных машин», порожденных локальными войнами. Афганские душманы, например, для налетов и в качестве кочующих огневых средств использовали джипы и пикапы «Тойота», «Семур», «Датсун» с крупнокалиберными пулеметами или безоткатными орудиями. Встречаются и курьезы вроде предлагавшегося украинскими производителями РСЗО на шасси старого ЛуАЗика с… авиационным блоком неуправляемых ракет.

Продолжение следует

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения