Интернет-телевидение подразумевает передачу видеоизображения и звука в цифровой форме по каналам Интернета. На стороне студии или другого «источника телепередачи» изображение вместе со звуковым сопровождением преобразуется в цифровую форму, особым образом кодируется и отправляется к зрителю через глобальную Сеть. Конечно, для того чтобы просматривать передачи Интернет-ТВ, зрителю потребуется подключение к Интернету. При этом транслировать передачу можно и на экран обычного телевизора, что достаточно часто и происходит на практике.
Собственно, трансляции видео через Интернет получили некоторое распространение уже в 90-х годах XX века, правда, на первых порах они оставались малодоступной экзотикой, да и качество изображения оставляло желать лучшего. Тогда ни о какой конкуренции с эфирным, тем более с кабельным ТВ, речь не шла. Однако технологии передачи данных не стояли на месте: развивались методы кодирования видеоизображения, да и доступные каналы связи с Интернетом становились все более «быстрыми», подходящими для видеотрансляций. Уже в самом начале XXI века компьютерные магазины оказались буквально завалены доступными web-видеокамерами. Эти камеры привели за собой простые в настройке и эксплуатации программные средства, позволяющие организовывать трансляцию видеоизображения с настольного компьютера «в Интернет» даже рядовому пользователю.
На волне интереса к новым возможностям появились специализированные сервисы публикации видео. Самым популярным из них оказался Youtube.com (породивший немало клонов), предоставляющий пользователям, с одной стороны, простой механизм загрузки видеофайлов в Сеть, а с другой — столь же простой и доступный механизм просмотра видео в браузере зрителя.
Если раньше любительское видео достигало широкой аудитории лишь через разнообразные специальные передачи на традиционном ТВ, проходя при этом режиссерский отбор, то с появлением Youtube и ему подобных сервисов авторы любительского видео наконец-то обрели прямую связь с потенциальной аудиторией. Глобальная Сеть стала заполняться роликами разного качества с разнообразными темами: от умилительных историй про домашнего кота, сытно живущего у никому не известной семейной пары из Пенсильвании, до леденящих кровь репортажей о событиях в «горячих точках» по всему миру.
Но любительское видео — это одно, а вот профессиональное телевещание — совершенно другое. Хотя именно энтузиастам и бизнесменам-одиночкам Интернет дал в руки уникальные возможности побороться за свою аудиторию. Один из примеров: «Живое ТВ», выросшее, кстати сказать, из проекта «Живое радио». У проекта даже адрес остался «радийным» —
Однако пока Интернет-ТВ не успело составить серьезной конкуренции телевидению традиционному. Очень часто по каналам Интернета просто транслируют передачи эфирного (или кабельного) ТВ, предоставляя зрителям дополнительный источник для просмотра передач. «Серьезные» телекомпании еще не бросились готовить телепередачи именно «для Интернета».
Растягивание каналов
Все же у большинства пользователей Интернета каналы связи до сих пор не позволяют пропускать через себя полноценное и полноэкранное видео — и это один из основных факторов, сдерживающих развитие Интернет-ТВ. Ведь «по модему», используя коммутируемое телефонное соединение, качественное видео посмотреть не получается, нужен канал связи с большей пропускной способностью. Впрочем, ситуация меняется очень быстро, и в России высокоскоростной домашний Интернет уже перестал быть экзотикой. Несколькими годами ранее широкополосные соединения с Интернетом стали обшедоступными в США , что прибавило популярности Интернет-ТВ.
Требования к большой пропускной способности канала передачи данных между источником видеотрансляции и компьютером зрителя обусловлены тем, что видео обычно несет в себе много информации: ведь оно передает не статичную сцену, а движение, да еще и трансляция идет со звуковым сопровождением. В большинстве случаев чем выше качество картинки, тем большая пропускная способность требуется от канала передачи.
Некоторые крупные интернет-провайдеры уже не просто предоставляют доступ к обычному эфирному телевидению через Сеть, но и организуют собственные каналы вещания
Практика показывает, что при современном состоянии технологий качество видеоизображения на экране телевизора, не раздражающее глаз, можно получить лишь при «ширине» нисходящего (из Интернета к зрительскому компьютеру) потока данных хотя бы в 256 кбит/сек. Такая скорость доступна пользователям выделенных линий. Трансляция же действительно качественной картинки потребует канала «шириной» в несколько мегабит в секунду.
Если для Москвы особых проблем со скоростью передачи данных из Интернета не существует, то для большинства российских регионов «домашние» мегабитные каналы являются недоступной роскошью, а абоненты подчас вынуждены использовать dial-up-соединение.
Движущееся изображение при трансляции через Интернет передается с использованием специальных методов кодирования. Их задача в том, чтобы максимизировать качество картинки и звука с одновременной минимизацией количества передаваемых данных. Для решения этой задачи используются алгоритмы передачи со «сжатием информации».
Если сильно упростить реальное положение дел, то можно сказать, что от источника к приемнику передается не каждый следующий кадр полностью, а лишь относительно небольшой объем информации, позволяющий компьютеру приемника вычислить очередной кадр на основе данных из предыдущих кадров. То есть передаются лишь «отличия» между кадрами. При этом используется кодирование фрагментов изображения с потерей качества (опять же для того, чтобы снизить требования к объему передаваемой информации). Потерю качества при просмотре видеороликов из Интернета можно наблюдать в виде «шума» и «прыгающих квадратиков» (эти дефекты принято называть «артефактами»). Однако подчеркнем, это лишь очень приблизительное изложение части основ технологии, в реальности за используемыми алгоритмами стоит серьезная и сложная математика.
Для того чтобы все эти сложные алгоритмы работали, требуется специальное программное, а иногда и аппаратное, обеспечение как на стороне «приемника», где компьютер должен быстро раскодировать получаемые данные, так и на стороне передатчика (то есть в телестудии), где нужно кодировать видеопоток соответствующим образом. Правда, если не нужно осуществлять прямую трансляцию, то материал можно сначала записать обычной видеокамерой и позже «перегнать» в формат, пригодный для трансляции по Интернет-ТВ.
Зачем его придумали?
Сам термин «Интернет-ТВ» пока еще далек от того, чтобы называться устоявшимся. Сейчас его и в прессе, и в быту так или иначе связывают с двумя типами услуг.
Первый тип, называемый еще IPTV, или IP-телевидением, — это доставка телевизионной трансляции к зрителю одной компанией, владеющей каналами связи, с воспроизведением телепрограмм на обычном телевизоре. При таком подходе услуга Интернет-ТВ очень часто поставляется вместе с услугами доступа к Интернету, по одному кабелю. Для подключения телевизора используется специальное устройство (по сути, тот же компьютер), декодирующее передаваемые данные. Этот тип услуг Интернет-ТВ почти всегда платный. Например, по такой схеме работает СТРИМ ТВ. Основные поставщики услуг такого типа в Москве, например, СТРИМ ТВ, QWERTY, Корбина и Акадо.
Второй тип, «настоящее» Интернет-ТВ, — это трансляция видео из Сети непосредственно на ваш компьютер. Телепередача отображается либо прямо в окне Internet Explorer или другого браузера (с web-сайта «телевизионного провайдера»); либо с помощью специальной программы.
Через сетевые каналы легко получить доступ к такому ТВ, которое просто не поставляется ни через кабель и эфир, ни даже через спутники, например, NASA-TV
Прогнозы, конечно, дело неблагодарное, но, скорее всего, именно второй тип трансляций имеет все перспективы стать основным в ближайшем будущем благодаря более плотной интеграции во вполне уже сложившуюся web-среду. Да и основная тенденция в развитии средств массовых коммуникаций нацелена именно на Интернет.
Сайты Интернет-ТВ в Сети представлены широко. Например, Корбина (Corbina.TV) в режиме онлайн транслирует передачи нескольких телеканалов со своего сайта в Интернете. В конце 2007 года в Рунете начался буквально бум появления новых «телекомпаний», в общедоступное интернет-вещание активно пошли уже существовавшими ранее провайдерами ИнтернетТВ. Так, компания Комкор-ТВ, работающая под брендом Акадо, запустила бесплатные телевизионные трансляции в Интернет:
Наличие доступа в Интернет, обеспечивающее обратную связь со зрителем в реальном времени, позволяет всем технологиям Интернет-ТВ быть интерактивными — просто кто-то из производителей видеоконтента использует интерактивность больше, а кто-то меньше. Например, взаимодействие со зрителем может быть реализовано как возможность «заказать кино», выбрав ту или иную передачу из списка предлагаемых, или как возможность голосования за программы — такое голосование может немедленно влиять на рейтинг передачи.
Но, конечно, этими простыми возможностями интерактивная сторона Интернет-ТВ не исчерпывается. Телекомпании, транслирующие Интернет-ТВ, в отличие от «эфирного телевидения», могут относительно легко обеспечить для своих зрителей доступ к централизованному архиву передач. Если вы пропустили нужную передачу на «классическом» телевидении, то на повтор в большинстве случаев можно не рассчитывать. А если повтор запланирован в сетке вещания, то не факт, что он пройдет в удобное время. В случае же с Интернет-ТВ зритель просто может зайти в архив передач на web-сайте и посмотреть прошедшую ранее передачу в записи, без всякой привязки к сетке вещания. Находить передачи в архиве зритель может не просто по названиям, но и по тематике, «по интересам», по актерам и т. п. Например, после просмотра той или иной передачи сайт Интернет-ТВ предложит зрителю список других передач, сходных по тематике.
Другая важнейшая особенность Интернет-ТВ, совершенно недоступная традиционному телевидению, — это механизм рекомендаций. Зрители Интернет-ТВ могут создавать свои «списки понравившихся передач» или даже тематические подборки передач и обмениваться этими списками.
Технологии организации полноценного канала Интернет-ТВ, конечно, непросты, однако «порог вхождения» на рынок вещания здесь невысок. Начать можно с самой простой студии и доступного оборудования. Широта еще не охваченного медийного пространства также вносит свои особенности в реалии современного Интернет-ТВ. Лилия Шеломанова, директор по развитию проекта «Живое ТВ», отмечает, что «Интернет-ТВ предъявляет гораздо меньшие требования к «медийности» гостей, приходящих на передачи. Вряд ли вы увидите на федеральном канале молодых никому не известных актеров или начинающих исполнителей». Для канала Интернет-ТВ такое вполне возможно, при этом начинающий исполнитель имеет хорошие шансы найти свою аудиторию.
Очевидно, что первой особенностью российского Интернет-ТВ ближайшего будущего станет доставка так называемого «локального контента», то есть информационных передач, сообщающих о жизни в том или ином районе столицы, в небольшом областном центре и ориентированных на жителей этих районов и областных центров. Интернет становится все более распространенным, а организовать небольшую репортерскую группу, снимающую передачи о «проблемах нашего двора», под силу активным студентам. В итоге получится некий аналог стенгазеты, но в телевизионном формате.
В самом ближайшем будущем «общемирового» Интернет-ТВ — приход в Сеть гигантов традиционного телевидения вместе с их раскрученными шоу и сериалами. Например, News Corp. и NBC Universal уже открыли вещание в Интернете. И мы наверняка увидим, как в самое ближайшее время в Сети появятся свои медиамагнаты, с которыми будут конкурировать за зрителя традиционные эфирные гиганты. Но вся прелесть Интернета как раз в том, что в нем могут сосуществовать коммерческие гиганты и проекты-одиночки, которые держатся исключительно на энтузиазме своих создателей. При этом такие проекты могут иметь пусть и небольшую, но очень стабильную и верную аудиторию, чья поддержка может быть для авторов куда важнее многомиллионных прибылей.