Cамая известная из африканских диких свиней выглядит настоящим пугалом на фоне своих сородичей. Кажется, что Природа нахулиганила, работая над портретом бородавочника, пририсовав ему длинную гриву по всему хребту — от лба до крупа, пышные бакенбарды, кисточку на хвосте, расширяющуюся к пятачку морду, огромные, загнутые вперед и вверх на манер гусарских усов клыки и в довершение — несколько пар крупных, симметрично расположенных наростов-бородавок, собственно, из-за которых животное и получило такое название.
ЗООСПРАВКА
Бородавочник
Phacochoerus africanus
Тип — хордовые
Класс — млекопитающие
Отряд — парнокопытные
Подотряд — нежвачные
Семейство — свиньи
Сейчас принято, что все бородавочники принадлежат к одному виду, образующему несколько (от 4 до 7) подвидов. Живут исключительно в Африке, почти по всей саванной зоне континента. Длина тела — 105—150 сантиметров, высота в холке — 55— 85, вес взрослых животных — 50—150 килограммов. Самцы значительно крупнее самок, но с более коротким хвостом. Окраска кожи серая, а волос — от желто- до темно-коричневой. Правда, в природе благодаря жизни в норах и регулярным пылевым ваннам обычно имеют цвет почвы, преобладающей в данной местности.
Число зубов в течение жизни меняется: последний коренной зуб (выполняющий основную работу по пережевыванию пищи) постоянно растет вширь, вытесняя соседние зубы. В результате к концу жизни у бородавочника остается всего 16 зубов, а коренной достигает огромных размеров. Клыки очень мощные, верхние значительно длиннее нижних, у старых самцов могут превышать 60 сантиметров в длину и быть изогнуты на три четверти окружности.
Для внешнего облика животного характерны бородавки — плотные кожные выросты на морде, увеличивающиеся в течение жизни и у старых самцов выглядящие удлиненными (иногда до 15 сантиметров) шишками. Продолжительность жизни в природе — 12—15 лет, в зоопарках могут доживать до 18.
Саванна — дом родной
От прочих свиней бородавочник отличается не только обликом, но и местом обитания. Предназначение этих животных — рыться в земле, и потому все их виды предпочитают жить в ландшафтах с мягкими влажными почвами, будь то джунгли Амазонии или Индонезии, европейские дубравы или камышовые плавни. Все — кроме бородавочника, который избрал своим домом африканскую саванну.
Его ареал практически совпадает с этой географической зоной: по всей Африке южнее Сахары, исключая влажные экваториальные леса, а также почему-то самый юг континента. Бородавочники встречаются и в зарослях кустарников (буше), и в разреженных лесах, и в полупустынях, но избегают настоящих лесов и настоящих пустынь.
Живя в столь необычных для свиней ландшафтах, они не только не отказались от рытья земли, но и здорово поднаторели в этом деле. Вряд ли кто еще из диких свиней способен не просто перелопатить землю, а вырыть в ней настоящую нору длиной метра в три, как это делает каждый взрослый бородавочник.
Правда, при всяком удобном случае они используют чужие постройки, чаще всего трубкозубов, иногда дикобразов или других роющих животных. Но это ненамного убавляет им работы: нору нужно расширить и углубить, а в конце сделать камеру, где владелец с комфортом может провести ночь.
Если речь идет о самке, то нора должна вмещать и ее потомство. Да и по горловине норы хозяин должен иметь возможность передвигаться свободно. Конечно, не в полный рост, как ни коротки свиные ножки, тоннель, по которому на них можно бегать, потребовал бы невероятных трудов и к тому же был бы слишком удобен для хищника. Поэтому бородавочники залезают в норы буквально на карачках, опираясь на запястья. Причем обычно задом наперед, закрывая вход в нору своей широкой клыкастой мордой.
Странная для копытных коленопреклоненная поза вообще весьма характерна для бородавочника. Трудно даже сказать, для чего она больше приспособлена — для передвижения в норе или для кормления. Дело в том, что диета бородавочника тоже не совсем обычна для свиньи: большую часть его меню составляет самая обычная трава.
Правда, при всяком удобном случае он разнообразит свой рацион чем-нибудь более вкусным и питательным: как и все свиньи, бородавочник очень любит животную пищу (падаль, личинок насекомых и т. д.), охотно ест сочные корневища и клубни. Но трава для него — не вынужденная замена более подходящей еде, а жизненно необходимый продукт: в зоопарках, где бородавочников пытались кормить пищей, пригодной для других свиней, они быстро умирали.
Жизнь на коленях
Казалось бы, при таких вкусах добыть еду не проблема: травы в саванне всегда достаточно. Но чем ее рвать? Свиной пятачок мало подходит для срезания травяных стеблей, а мускулистых губ и языка, как у настоящих травоядных, эволюция бородавочнику пока не дала. Поэтому при пастьбе он опять-таки вынужден падать на «колени» и захватывать траву всей пастью, поводя мордой из стороны в сторону (со стороны это напоминает работу газонокосилки необычной конструкции).
А когда все пространство перед мордой окажется объедено, все так же, на коленях, переползает вперед. В такой позе он может оставаться часами и преодолевать значительные расстояния. На сгибе кисти, в тех местах, на которые при таком передвижении приходится нагрузка, у бородавочника развиваются толстые мозоли.
На коленях животное не только принимает пищу и входит в жилище, но и сражается на турнирах. Во время гона (его сроки в разных районах Африки различны, но всегда подгаданы так, чтобы поросята появились в сезон дождей) самцы-соперники выясняют отношения, упершись друг в друга лбами и часто «переходя в партер», то есть опять-таки становясь на колени.
Они вздыбливают гриву, устрашающе рычат и подогревают себя, хлеща хвостами по бокам, но почти никогда не пускают в ход штатное оружие — клыки. Назначение этого оружия — защита от хищников. Огромные (обычная длина — 30 сантиметров, рекордная — 63), острые, легко входящие в тело, они делают бородавочника нелегкой добычей, способным оказать сопротивление, нанося страшные раны любому врагу.
А врагов у этого животного немало: львы, леопарды, гепарды, гиеновые собаки — почти все африканские охотники на крупную дичь. Правда, чаще всего они, кроме льва, предпочитают не связываться со взрослыми свиньями — слишком велик риск. Бородавочники не только хорошо вооружены, но и психологически готовы к бою. Неоднократно описаны случаи, когда эти животные (обычно самки, защищавшие поросят) обращали в бегство леопардов, а знаменитый зоолог Бернхард Гржимек видел, как бородавочник контратаковал напавшего на него слона, и тот счел за благо отступить.
Есть даже свидетельства, что при численном преимуществе самцы-секачи сами нападают на замеченного хищника, причем стремясь не прогнать его, а именно убить. Так, например, описан случай, когда три самца бородавочника напали на леопарда, застигнув его на открытой местности. Таранными ударами они перебрасывали его друг другу, как мяч, и несчастная кошка с трудом избежала гибели, сумев скрыться в кустарнике.
Чемпион по бегу
Но это, конечно, исключения. Обычная реакция бородавочника на хищника — бегство. Достигая около 50 километров в час, он является одним из лучших бегунов среди свиней, а если враг все-таки настигает, в последний момент животное резко сворачивает в сторону. Благо, по саванне, как правило, можно бежать в любом направлении.
Правда, к длительному бегу он, как и его родичи, приспособлен плохо: его задача добежать до норы (если она близко) или густых зарослей. Но даже когда бородавочник спасается бегством, его хвост с задорной кисточкой на конце горделиво устремлен в небо. Вертикально поднятый хвост — еще один характерный жест этих животных: невозможно удержаться от смеха, глядя, как семейство бородавочников трусит по саванне, высоко задрав хвосты, следуя точно друг за другом, словно паровоз с вагонетками, к которым зачем-то приделали флагштоки или антенны. За постоянно поднятый хвост и гордый вид белые поселенцы прозвали бородавочника «радио Африка».
Впрочем, такие кортежи возникают не сразу. Новорожденные поросята очень чувствительны к холоду и первую неделю не покидают родную нору, где условия мало отличаются от материнской утробы: температура постоянно около 30 градусов, влажность — 90%. Самка оставляет их там одних на целый день, возвращаясь лишь вечером. Поросят обычно бывает от 2 до 4, но иногда и до 7—8, что создает немалые проблемы с кормлением, так как у самки бородавочника всего две пары молочных желез. На второй неделе поросята начинают провожать мать от родного порога — сначала всего на несколько метров, но с каждым днем все дальше и дальше.
А по прошествии двух недель они ходят с ней весь день. Подобно настоящим пастбищным копытным, бородавочники кормятся в основном днем, а ночи проводят в норах; но там, где человек активно охотится на них, они легко переходят к ночному образу жизни.
Часто несколько самок (обычно сестры или мать и дочери) объединяют свои выводки, образуя группы до 17-18 голов. Что до самцов, то у них нет четкой роли: одни живут вместе с подругой и потомством, участвуя на равных в охране и воспитании детей, другие уходят из семьи сразу же по окончании брачного сезона и в дальнейшем пасутся отдельно (иногда образуя небольшие чисто мужские компании). Поросята к 3-4 месяцам переходят к питанию травой, примерно в годовалом возрасте выселяются из материнской норы, а года в полтора достигают половозрелости.
Как и все крупные животные Африки, бородавочники испытывают на себе все большее воздействие растущей человеческой популяции: за пределами национальных парков уже почти не осталось земли, еще не занятой под плантации или пастбища для домашнего скота. К тому же мясо бородавочника — желанная добыча не только для четвероногих, но и для двуногих охотников. Тем не менее, пока численность африканской травяной свиньи остается довольно высокой, и оснований тревожиться за ее судьбу нет.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2008, частично обновлен в июне 2023