Как бы хорошо ни было слонам в питомниках, невыразимая печаль в глазах этих смирившихся гигантов говорит о многом. На уровне генетической памяти они наверняка помнят, как хорошо им жилось в те времена, когда люди были более слабы, менее изощренны и не слишком стремились испортить вокруг себя все живое.
На протяжении многих веков слоны в Таиланде были не просто животными. Эти умные и добрые гиганты всегда пользовались у местных жителей не только особой любовью, но и уважением, и даже почитанием. Индийский, или, как говорят тайцы, азиатский, слон был незаменим в условиях средневекового Сиама (так назывался Таиланд до 40-х годов XX века).
В главном монастыре тайской столицы Бангкоке — Ват Пракэо кроме Изумрудного Будды можно увидеть множество бронзовых слоновьих фигур. Считается, что это скульптурные изображения абсолютно реальных животных, служивших при сиамском дворе в прошлые века. Причем иначе как службой работу этих гигантов назвать нельзя. Они выполняли множество самых разнообразных функций и были единственными животными, способными перемещать основные тяжести при сооружении городских укреплений и крепостей. Во время войн свирепые боевые слоны могли запросто опрокинуть неприятельское войско.
Дуэль на слонах была одной из главных форм выяснения отношений между правителями Юго-Восточной Азии. История донесла до нас один из таких случаев. В 1424 году умер король одного из тайских королевств Аютаи — Индра. У короля было трое сыновей. Старший Ай и средний И после смерти правителя-отца вступили друг с другом в борьбу за престол. Младший же, Чайнатх, ни на что не претендовал и хотел остаться в стороне от этих династических перипетий.
Исчерпав все другие способы, старшие братья решили выяснить, кто же будет правителем Аютаи, в ходе традиционной дуэли на слонах. Битва эта происходила на одном из городских мостов. Во время поединка слоны, не выдержав напряжения, свалились в воду, а оба наследника погибли под тяжестью их туш. Так совершенно неожиданно для себя юный Чайнатх стал правителем великой державы.
В общем, слон был не только главной рабочей силой, средством передвижения и оружием, но даже символом удачи и победы. Правда, последнее в основном относилось к белым слонам. Но поскольку альбиносы попадались очень редко, обладание таким зверем становилось для монарха заветной целью, а для государства знаком престижа и могущества. Подтверждением этому служит такая история.
В нескольких километрах от небольшого городка Чиангмай, что на севере страны, находится священная для каждого тайца гора Дойсутеп. Священной она стала потому, что на ее вершине находится храм Ват Пра Тхат Дойсутеп. В судьбе этого храма необычно все, но прежде всего то, как для него было выбрано место.
Еще в середине XIV века при короле Кунай из другого королевства специально для строительства главного храма был приглашен монах по имени Сумана. Этот монах, придя в Чиангмай, принес с собой частицу праха Будды. Король отвел для строительства главного храма один из своих садов, и храм довольно быстро был построен. Но по прошествии 13 лет он перестал удовлетворять короля. Было решено, что для хранения такой реликвии, как частица тела Будды, надо найти место получше. Вот только непонятно было, где это место. И тогда решено было положиться на волю судьбы…
Прах поместили в специальный саркофаг, который был водружен на спину белого слона, отпущенного после на все четыре стороны. Слон тот долго бродил в окрестностях города, пока не забрался на вершину самой высокой горы. Три раза обошел он вокруг этого места, громко протрубил и встал на колени. Тогда все поняли, что на этом месте должен стоять новый храм. Частица праха Будды была закопана на глубине 3 метров именно там, где слон встал на колени.
А еще бывало, что из-за белых слонов не раз разгорались кровопролитные войны. Так, например, в королевстве Аютая было 9 белых слонов, а в соседней Бирме только 7. Бирманцы вполне могли потребовать выдать им одного или даже двух. Сиамцы же, естественно, на это пойти не могли — как можно отдать врагу свое боевое знамя? Что, собственно, и стало идеальным поводом для начала боевых действий. А то, что из-за этого могли погибнуть тысячи людей, исчезнуть с лица земли целые города, — это уже частности. Главное было сохранить святыню и как следствие — собственное лицо.
ЗООСПРАВКА
Индийский слон
Elephas maximus indicus
Класс: Млекопитающие
Отряд: Хоботные
Семейство: Слоновые
Род: Индийские слоны
Вид: Азиатский слон
Подвид: Elephas maximus indicus
• Взрослый слон весит от 3 до 4 тонн
• Слону необходимо в день 250 кг еды и 200 литров воды
• В течение жизни зубы у слонов меняются 6 раз
• Средняя продолжительность жизни слонов — 70 лет
• Период вынашивания слонят составляет 22 месяца
• Новорожденный слоненок весит обычно около 90 килограммов. Слонята рождаются с серо-коричневой кожей, по мере взросления она заметно светлеет, особенно на голове, ушах и хоботе, приобретая к старости практически белый цвет
• В течение первых трех лет жизни слонята питаются материнским молоком, и все это время мать и детеныш неразлучны
Трудовые будни
Но сегодня все эти события в далеком прошлом. На свободе и обычных-то слонов осталось немного, а уж белых — тем более. Говорят, правда, что один есть в Лаосе, но в XXI веке из-за этого никто, конечно, воевать не станет. Поголовное браконьерство снизило число тайских слонов с 20000 (эти данные приводились в 1976 году) до 5000 (в 2001 году) — слоновая кость всегда ценилась высоко. (С течением времени ситуация изменилась несущественно. К началу третьей декады XXI века в стране насчитывалось около 7000 слонов, из них чуть менее половины — диких. В 2008 году азиатский слон был объявлен видом, находящимся под угрозой исчезновения. — Прим. ред.)
На это же время приходится и массовая вырубка лесов, что также разрушало среду обитания азиатских великанов. (В последние годы усилилась еще одна специфическая проблема, осложняющая существование диких слонов, пусть и законодательно охраняемых от охотников. Их места обитания тают, цивилизация подступает к ним вплотную, дикие слоны выходят подкормиться на полях и входят в тесное соприкосновение с фермерами, что часто ведет к конфликтным и даже трагическим инцидентам. — Прим. ред.)
Хотя введен строжайший запрет на охоту, то же самое распространяется на продажу и вывоз слоновой кости, на численность слонов эти меры повлияли незначительно. В чем же причина? А в том, что слоны просто перестают размножаться в условиях дикой природы. Их тонкая душевная организация не выдерживает современных условий бытия. Плохой воздух, вырубка лесов и джунглей — все это действует слонам на нервы. К тому же становится меньше еды. Так зачем производить на свет потомство, если оно все равно не сможет прокормиться?
И если бы в Таиланде не были организованы специальные слоновьи питомники, то эти животные вообще могли бы исчезнуть из тайских джунглей. С тех пор их количество пусть медленно, но растет. Надо сказать, что слонам в питомниках нравится, к тому же процесс получения пищи гораздо проще, чем на воле. А ведь каждому взрослому слону в день требуется ее до 250 килограммов. В основном они получают бананы и бамбук от сердобольных приезжих, для которых это — истинное удовольствие. Слоны, впрочем, понимают, что получают еду не просто так, а за работу, прежде всего за умопомрачительные трюки, которым слонят здесь учат с детства.
(Дело в том, что питомники стали открываться в последней четверти XX века, после того, как в Таиланде была запрещена коммерческая вырубка лесов и множество слонов, традиционно занятых на лесоповале, оказались без работы. По сути, они просто сменили «рабочее место» и оказались «трудоустроены» в важнейшей для Таиланда туристической отрасли. Впрочем, во многих случаях это больше похоже на рабство — методы дрессировки слонов в туристических центрах то и дело дают повод для скандалов.
В новом веке стало появляться все больше слоновьих лагерей, в которых их содержание основано на этических принципах: гигантов там не заставляют рисовать хоботом, бросать обруч или поднимать бревна, на них не катаются в громоздких, травмирующих спину паланкинах, но дают понаблюдать за ними в естественной среде, покормить, а иногда — взять мастер-класс по мытью слонов в речке, чтобы у гостей была возможность проявить заботу.
Все бы хорошо, но иногда за эко-лагерем, где слоны вроде бы ведут достойную жизнь, и шоу на потребу публике стоят одни и те же владельцы, просто предоставляющие разные виды развлечений для разных клиентов с участием одних и тех же животных. Поэтому туристу, который отправляется посмотреть на слонов, важно заранее выяснить, насколько этичный бизнес он поддержит своим визитом. И при этом полностью свободных животных в неволе, естественно, не увидеть. Традиционные, практиковавшиеся веками методы обращения со слонами погонщиков-махутов в наше время нередко вызывают вопросы, пусть во взаимоотношениях человека и слона есть место и дружбе. — Прим. ред.)
Надо сказать, что слоны, как и люди, бывают очень умными, а бывают и наоборот… Так вот, последних научить чему-нибудь практически невозможно. Так что те, кто поглупее, только катают всех желающих на себе в паланкинах. Кстати, слоны обычно слушаются только одного человека — того, кого считают своим хозяином и к которому очень привязываются. Если заставить животное сделать что-то попытается посторонний, из этого, скорее всего, ничего не выйдет. Ну а если же на слона начать кричать и ругаться, то он и вовсе может занервничать и впасть в депрессию.
Так что при всех своих внушительных размерах слоны — животные трепетные.
Дмитрий Воздвиженский
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2001, частично обновлен в сентябре 2023