Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

У саперов не бывает дублей

1 февраля 2011Обсудить

У саперов не бывает дублей

1. Рабочий блок миноискателя, совмещающий прибор настройки и управления миноискателя и блок питания.
2. Защитный шлем с бронестеклом. В костюмах высшего уровня защиты шлем выполняется герметичным, что позволяет обеспечить защиту сапера от ядовитых паров, отравляющих и тому подобных опасных для жизни веществ, а также дает возможность поддержания постоянного давления и комфортных климатических условий.
3. Нарукавный карман костюма сапера, пред назначенный для размещения дополнительных элементов питания, радиостанции (кроме моментов работы непосредственно с взрывными устройствами), элементов провод ной системы связи или иной аппаратуры .
4. Миноискатель.
5. Защитные перчатки, обычно изготавливаемые из номекса или кевлара.
6. Специальная взрывостойкая противоминная обувь и крепления SpiderBoot, разработанные канадской компанией Med-Eng и предназначенные для снижения вероятности серьезного ранения ног сапера при подрыве на минах или самодельных взрывных устройствах.
7. Дополнительный бронежилет для защиты «передней части торса сапера».
Иллюстрация РОСТОМА ЧИЧЬЯНЦА

После каждой войны остаются огромные заминированные пространства. Сегодня тысячи квадратных километров планеты представляют собой опасную зону. Но есть люди, для которых ходить по минным полям — работа.

Ежегодно на планете от мин, неразорвавшихся снарядов, бомб, гранат и тому подобных «сюрпризов», на которые можно наткнуться где угодно, даже на собственном огороде, погибают около 25 000 человек. Это почти две армейские дивизии! Специалистам приходится иметь дело не менее чем с 700 типами мин и миноподобных объектов. Причем каждый сапер, или, иначе, взрывотехник, особенно военный, должен знать не только все эти типы без исключения, но также и основные боеприпасы, применяемые армиями мира. Например, российским саперам, участвовавшим в гуманитарной операции по разминированию в странах бывшей Югославии, приходилось иметь дело с неразорвавшимися суббоеприпасами (так называются элементы кассетных систем различных типов): британской Mk1 и американскими BLU 97A/B и B/B. Они даже опаснее стандартных мин, поскольку применяемый в них пьезоэлектрический взрыватель настолько совершенен, что способен вырабатывать ток, необходимый для приведения в действие детонатора, после длительного, исчисляемого годами пребывания в земле!

Сапа тихая и глубокая

С XVI века при осаде крепостей и подготовке штурма укреплений стали использовать специальные подразделения, которые скрытно отрывали траншеи, позволявшие максимально приблизиться к позициям противника. Такая траншея называлась «сапа», от французского sape — «мотыга», и лишь затем стала применяться военными для обозначения также и хода сообщения или подкопа. Таким образом, первоначально сапер был «подкопного дела мастер». При этом подкоп под крепостную стену издавна имел отдельное название «мина», от французского mine — «шахта». После появления пороха миной стали называть не только подкоп, но и заряд, который в нем закладывали. Постепенно в обязанности саперов, помимо ведения минновзрывных работ, вошло обустройство огневых и оборонительных позиций, наведение переправ. Сегодня в правоохранительных органах и службах безопасности специалистов, имеющих дело исключительно со взрывчаткой, именуют взрывотехниками.

Поисковые снасти

Сравнительно недавно саперы практически не располагали сколько-нибудь серьезным спецоборудованием — только примитивными миноискателями, стандартными армейскими средствами индивидуальной защиты да применяющимися для обезвреживания мин щупами и ножами. Все это и сегодня присутствует в арсенале сапера, но теперь у борцов с минами появились специальные защитные костюмы (часто представляющие собой весьма сложный и высокотехнологичный комплекс) с защитными шлемами, механизированные средства обнаружения мин, универсальные комплекты разминирования, в том числе дистанционно управляемые. Российские взрывотехники оснащены также специальными комплектами для инженерной разведки и разминирования местности, в состав которых входят прибор ночного видения, специальное досмотровое устройство в виде набора досмотровых зеркал (например, для осмотра днища автомобиля), устройство локализации взрыва (нечто вроде защитного колпака), специальный жилет сапера, а также ножницы для резки проволоки, телескопический щуп со сменными металлическими и диэлектрическими наконечниками, кошка со шнуром, флажки для обозначения взрывоопасных предметов и прочее.

В распоряжении сапера сегодня имеются и суперсовременные миноискатели для обнаружения различного типа мин. Помимо высоконадежных и значительно усовершенствованных в последние годы ручных устройств, реагирующих на металл, производятся приборы иного типа. Так, например, в конце 1990-х на вооружение американских саперов поступила система HSTAMIDS (Handheld Standoff Mine Detection System), в которой помимо обычного металлоискателя имеется мини-радар, показывающий, на какой глубине и в каком положении находится мина (созданы авиационный, ASTAMIDS, и автомобильный, GSTAMIDS, модификации системы). Разрабатываются комбинированные миноискатели с пассивным детектированием микроволнового излучения («интеллектуальные» мины могут сканировать пространство вокруг себя), ведутся исследовательские работы по размещению на миноискателях инфракрасных датчиков, использующих разную излучательную способность грунта и инородных тел.

Не женское дело

Сапер — профессия опасная и тяжелая, а потому считается чисто мужской. Однако есть и исключения. В 2005 году во Франкфурте вышла книга «Моя профессия — сапер». Ее автор, Вера Боле, несколько лет проработала в горячих точках планеты, занимаясь разминированием оставшихся после военных конфликтов минных полей. Путь ее в эту профессию был извилист. Боле окончила университет по специальности «театроведение и кинематография» и поступила монтажером в телекомпанию. Ее судьбу изменила командировка в Сомали. Страдания, выпавшие на долю народа этой африканской страны, произвели на Веру такое впечатление, что она решила посвятить себя работе в гуманитарной организации. Вскоре ей попалась заметка в газете о единственной в Европе школе гражданских саперов, открывшейся в Дрездене. Боле прошла полный курс обучения и в июне 2000 года была направлена в Косово немецкой гуманитарной организацией Help, занимавшейся там разминированием заброшенных деревень и сельскохозяйственных угодий. Затем в ее послужном списке оказались Мозамбик, где много лет шла гражданская война, и Афганистан, где международным организациям было поручено разминировать 732 км2 минных полей. Впрочем, в Афганистане госпожа Боле больше времени уделяла обучению саперному делу афганских саперов, особенно обезвреживанию неразорвавшихся боеприпасов, применявшихся войсками коалиционных сил. «Слава богу, я вовремя почувствовала, что становлюсь все менее и менее осторожной», — пишет в своей книге Боли. Действительно, самонадеянность — злейший враг сапера.

Спецкостюм

Сколь ни совершенны современные средства обнаружения и обезвреживания мин, ошибки случаются, поэтому в последние годы для саперов были разработаны весьма эффективные защитные костюмы. Современный специальный костюм взрывотехника защищает от всех поражающих факторов взрыва, включая ударную волну, как прямую, так и отраженную (от стен, неровностей и прочего). В него входят защитные куртка и штаны, шлем с бронестеклом, перчатки из номекса или кевлара, противоминные ботинки, различные средства обеспечения, а также дополнительные бронепанели для защиты наиболее уязвимых участков тела. Само собой, такой костюм должен обеспечивать мобильность и свободу движения, ведь он предназначен для работы. Важное требование к костюму — возможность экстренного его «покидания», например, если он загорелся или был поврежден взрывом.

Современные защитные костюмы высшей категории, которые российские органы правопорядка и безопасности в основном закупают за рубежом, в обязательном порядке оснащены встроенными системами голосовой связи и климатического контроля, а также управления рабочими параметрами защитного шлема. На шлеме монтируется модуль дистанционного управления, а на руку сапера, поверх костюма, навешивается пульт дистанционного управления. Естественно, что в костюме и шлеме имеются автономные устройства электропитания, рассчитанные на длительную работу, иногда до восьми и более часов. От них же питаются мощные фонари, монтируемые на шлеме.

Климатическая система высокотехнологичного костюма, которая включает систему принудительной вентиляции шлема, не только обеспечивает комфортную работу, но и защищает сапера от химических и бактериологических поражающих веществ. Под защитный комплект надевается специальная одежда, оснащенная жидкостной системой поддержания постоянной температуры, что увеличивает по сравнению с защитным костюмом обычного типа время работы сапера в 1,5–2 раза. При необходимости в такой костюм можно «инсталлировать» систему подачи питьевой воды на 2 л, которая поступает по трубке прямо в рот взрывотехнику.

Кстати, система связи сапера с постом управления только проводная, поскольку радиосигнал может привести к срабатыванию взрывателя мины. Более простые образцы обычно не обеспечивают полную защиту от химических и бактериологических поражающих факторов, поэтому к ним прилагаются специальные костюмы, которые надевают под защитный комплект, и дополнительные элементы, такие как респиратор, маска, баллоны с воздухом, — используемые в таких костюмах (более легких, меньше сковывающих движения сапера) защитные шлемы негерметичны и не оснащены системой дистанционного управления.

Шанцекопы и горокопы

В русской армии саперные части официально появились при Петре I — в 1712 году. Однако доподлинно известно: при штурме Казани в 1552 году московские минеры (казаки под командой англичанина Бутлера), проделав четыре подкопа, подорвали в нескольких местах стены кремля — это предопределило успех всего штурма. В появившемся в начале XVII века «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (составитель — воевода боярин Онисим Михайлов) были определены три типа инженерных подразделений: шанцекопы (саперы), горокопы (минеры) и понтонеры, коих на осадную армию численностью 60 000–80 000 человек полагалось иметь в количестве 1800 человек — четыре прапора (отряда) саперов и по одному минеров и понтонеров.

Устройство для сохранения жизни

Миноискатель — специальный инструмент, предназначенный для обнаружения мин и различных боеприпасов, установленных в грунте, снегу или под водой. Существует множество типов миноискателей. В зависимости от принципа действия они делятся на индукционные — реагирующие на металл, и те, что используются для обнаружения мин, не имеющих металлических деталей (по диэлектрической проницаемости). Саперы используют как ручные миноискатели, так и «тяжелые», дорожные. Одна из разновидностей миноискателя — бомбоискатель, предназначенный для поиска неразорвавшихся авиабомб, артиллерийских снарядов, мин и других боеприпасов, корпуса которых изготовлены из намагничиваемых материалов, например стали. Принцип действия прибора основан на фиксации искажения постоянного магнитного поля Земли в присутствии крупных металлических предметов. Обычно бомбоискатели размещают на летательных аппаратах, наземных или водных подвижных средствах.

«Паучий ботинок»

Костюм должен не только защищать сапера, но и уменьшать вероятность его подрыва на противопехотной мине. В Канаде компания Med-Eng совместно с военными инженерами разработала так называемый «паучий ботинок» (SpiderBoot). Это нечто вроде «лапок-ходулей», которые крепятся к противоминным ботинкам. Они, во-первых, уменьшают площадь опоры на грунт, то есть понижают вероятность задеть взрыватель, и, во-вторых, обеспечивают зазор между миной и ботинком, что уменьшает поражающее действие взрыва. Британские саперы использовали системы, снижающие вероятность подрыва, еще в годы Второй мировой войны — они крепили к ботинкам легкие пластины, которые распределяли вес сапера на большую площадь, уменьшая таким образом давление на грунт до уровня ниже срабатывания мины нажимного действия. Подобные противоминные ботинки британские и французские саперы использовали и в послевоенные годы.

Разработчики SpiderBoot провели «живые» испытания — обутый в такие ботинки доброволец наступил на взрывное устройство с 25 г взрывчатки С4. От «паучьих ботинок» не осталось ничего, но испытуемому взрыв не причинил никакого вреда. К настоящему времени фирма поставила в разные страны мира несколько тысяч таких ботинок, причем к ним прилагаются специальные насадки для работы на песке и мягком грунте.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения