XVIII век — период расцвета английской политической карикатуры. Одним из самых известных художников того времени, работавших в этом жанре, был Уильям Хогарт (1697–1764) — живописец, гравер, иллюстратор и теоретик искусства. Он автор таких классических циклов, как «Карьера проститутки», «Карьера мота» и «Модный брак». Они оказали влияние не только на живописцев разных поколений, но и на литераторов (Филдинг, Стерн, Диккенс, Теккерей), и даже композиторов: например, Игорь Стравинский, вдохновившись циклом «Карьера мота», написал оперу «Похождения повесы».
Хогарт создал целую галерею типажей, принадлежавших самым разным слоям столичного общества. Неслучайно понятие «Лондон Хогарта» до сих пор широко используется в научной литературе.
Помимо карикатур художник создавал более сложные по композиции сатирические гравюры. Пожалуй, наиболее известная из них — «Времена». Она состоит из двух листов (здесь воспроизведен первый) и датируется 1762 годом. Композиция вроде бы производит впечатление хаотичной фантасмагории, но на самом деле каждая ее деталь исполнена смысла. Правда, добраться до него можно, не иначе как погрузившись в исторический контекст.
1762 год, события которого отражены на гравюре, — конечный этап Семилетней войны (1756–1763), самой кровопролитной бойни XVIII века. Англия в союзе с Пруссией и Португалией противостояла Франции, Испании, Австрии, России, Швеции и Саксонии. Боевые действия велись не только в Старом Свете, но и за океаном: в Северной Америке, странах Карибского бассейна, Индии, на Филиппинах.
В войну были втянуты все великие европейские державы, большинство иных государств Европы и даже некоторые индейские племена. Хотя у англичан дела шли не так уж плохо, шесть лет сражений изрядно опустошили королевскую казну. Посему Георг III, взошедший на престол в 1760 году, всеми силами добивался перемирия. Напротив, военный министр Уильям Питт Старший решительно настаивал на продолжении войны (за что и был отправлен в отставку).
Этот конфликт монарха с администратором и нашел отражение во «Временах». Конечно, любая карикатура тенденциозна, и эта не исключение. На чьей стороне симпатии Хогарта, догадаться нетрудно, особенно если иметь в виду, что он был придворным живописцем Георга III.
Ходули — символ ни на чем не основанного величия. На них стоит Уильям Питт Старший, раздувая мехами охватившее земной шар пламя войны. Ходули могут быть также намеком на болезнь политика — подагру, из-за которой ему приходилось ходить с костылем. Вокруг Питта купцы-олдермены (члены муниципалитетов) Лондона и лавочники, которые молятся на него, как на идола, надеясь, что победа в войне откроет для них новые рынки.
Сырный круг на шее Питта с надписью «3000 фунтов в год». Столь значительную пенсию получил Питт после отставки, хотя заявил в парламенте, что «он скорее будет жить на чеширском сыре, чем покорится врагам Британии».
Пожарный — это Георг III, на что прямо указывают буквы GR (Georg Rex — «король Георг») у него на рукаве.
Надпись и рисунки на помпе, с помощью которой Георг борется с мировым пожаром, символизируют единство нации, освященное королевской властью. Слева виден британский герб, справа — надпись, означающая, с одной стороны, пожарную команду лондонского района Чипсайт, с другой — союз Англии и Шотландии под властью монарха. О том же говорят сцепленные руки.
Над королем порхает голубь с оливковой ветвью — символ мира.
Струи воды, направленные в спину (и пониже нее) Георга III, — символы козней (карнавальных унижений), которые строят против короля оппозиционные политики.
Предполагается, что слева изображен Джон Уилкс, будущий лидер оппозиции и лорд-мэр Лондона, а справа, видимо, литератор Чарлз Черчилль.
Граф Темпл, известный политик, родственник Питта Старшего (под ним вывеска «Кофейня Темпла»).
Газеты в тележке (ее толкает, причем намеренно мешая тем, кто заливает пожар, бывший глава правительства герцог Ньюкасл) — это «Северный британец» (его издавали уже упомянутые Чарлз Черчилль и Джон Уилкс) и «Монитор», выступавшие с критикой королевской политики.
Интересно, что через год после создания гравюры парламент принял решение о публичном сожжении «Северного британца», который был признан «лживой, скандальной и изменнической, содержащей беспримерно наглые и оскорбительные выражения по отношению к Его Величеству».
Горящий дом с двумя пожимающими друг другу руки фигурами на вывеске — аллегорическое изображение Испании (крепкое рукопожатие — это намек на военный договор, недавно заключенный Испанией с Францией).
Дом с двуглавым орлом — это Пруссия, союзница Англии.
Дом с лилией — Франция.
Джентльмен в шотландской юбке с ведрами, бегущий заливать огонь, — это фаворит короля лорд Бьют (он был шотландцем по происхождению), главный объект нападок «Северного британца».
Голландский купец с трубкой, сидящий на тюке, — Генри Фокс лорд Холланд (от англ. fox — «лиса», она изображена рядом в конуре; Holland — «Голландия»), союзник Питта Старшего и один из лидеров вигов. Изобразив Фокса в виде торговца, Хогарт намекает, что тот хорошо нажился на военных поставках.
Вывеска с четырьмя кулаками, надписью «Герб патриотов» и цифрами «1762» отсылает к названию группировки Питта — «Патриоты». Лестница — это власть. Изобразив двух простолюдинов (сверху — работник бойни, на что указывает свечка на полях его шляпы), втаскивающих по ее ступенькам вывеску, художник намекает на то, что Питт и его сторонники рвутся к власти, опираясь на чернь (Питт метил в кресло премьер-министра).
Олдермен с трубой — лорд-мэр Лондона Уильям Бекфорд, сторонник Питта. Труба в его руках, которая считается инструментом карнавального осмеяния, — намек на скандальный эпизод, когда Бекфорд во время городского праздника фактически унизил монарха, устроив в его присутствии овацию Питту.
Индеец, опоясанный кошельками. Под ним надпись: «Из Америки с набитыми карманами». Намек на огромное состояние семьи Бекфорда, владевшей сахарными плантациями на Ямайке.
Безумец в треуголке, играющий на скрипке среди несчастных, пострадавших от пожара войны, — прусский король Фридрих II Великий, любитель музыки и поэзии, союзник Англии, с маниакальным упорством стремившийся продолжить войну.
Треснувшая вывеска The Post Office (почта) — намек на плачевное состояние учреждений, которыми руководил Питт (почта тогда относилась к военному ведомству).
Вывеска «Гостиница «Ньюкасл», почти совсем развалившаяся, — намек на падение в 1762 году кабинета, возглавляемого герцогом Ньюкаслом, сторонником Питта.
Надпись внизу на часах «Норфолкская джига», «Работа Дж. Т.» — ироническая отсылка к миссии генерала Джорджа Таунсхенда, отправленного в начале 1762 года во главе англо-португальского корпуса (в состав которого входило ополчение, сформированное в его родном Норфолке) для защиты Португалии от испано-французских войск.
Отправка эта сопровождалась великой помпой, но никаких военных триумфов не последовало. Сверху, непосредственно под циферблатом, надпись: «Мелодия Харрингтона». Имеется в виду вошедший тогда в моду композитор, разудалая музыка которого никак не годилась для маршировки.
Фургон с надписью «Гермиона». Аллюзия на захват в 1762 году англичанами испанского фрегата «Гермиона», который вез из Южной Америки золота более чем на полмиллиона фунтов стерлингов. Художник включил этот сюжет, так сказать, для полноты картины. Захват столь крупной суммы был значительным событием даже для того бурного периода.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2011, частично обновлен в феврале 2023