Луис Комфорт Тиффани родился в семье основателя почтенной ювелирной фирмы, но с детства мечтал стать не ювелиром, а художником. В 18 лет Луис стал учеником знаменитого пейзажиста Джорджа Иннесса, а затем объездил полмира, изучая изобразительное искусство. По дороге молодой человек увлекся мозаикой и стеклодувным делом и, вернувшись в США, занялся созданием элементов декора из разноцветного стекла.
В первых моделях витражей и плафонов для светильников он использовал осколки бутылок и склянок: дефекты дешевого стекла вызывали интересную игру света. Производители, у которых Луис пытался заказать большие партии, не соглашались намеренно снижать качество продукта, и тогда раззадоренный отказом Тиффани сам занялся экспериментами с расплавленным стеклом, чтобы добиться всевозможных вариаций молочного или радужного эффекта.
В итоге Луис, воспользовавшись отцовским капиталом и связями, основал собственную студию дизайна и стал предлагать услуги по оформлению интерьера с использованием витражных светильников, в которых молочное стекло разных цветов сочеталось с прозрачным, раскрашенным вручную.
ПЕРСОНАЛ
Главная из «девушек Тиффани»
Только в 2007 году исследователи установили, что основной вклад в дизайн ламп Тиффани сделал не сам Луис, а Клара Дрисколл — глава женского стеклорезного отдела компании «Тиффани студиос».
Сотрудниц Клары называли «девушками Тиффани», и именно они отвечали за подбор и обработку кусочков стекла. Клара служила у Тиффани 20 лет и разработала основные элементы дизайна. Она вынуждена была оставить свое место после того, как вышла замуж: Луис считал, что семья отвлекает от работы, и запрещал «девушкам Тиффани» связывать себя узами брака.
Среди первых именитых клиентов был писатель Марк Твен. А самый известный заказ Луис получил в 1882 году, когда президент США Честер Алан Артур поручил ему переделать интерьер Белого дома. Тиффани полностью изменил дизайн в нескольких комнатах резиденции, установив плафоны из «стекла Тиффани» на все газовые светильники, а в вестибюле выложил пол из молочного стекла.
В 1895 году Тиффани наладил массовое производство ламп, и теперь плафоны из витражного стекла засияли не только в домах его непосредственных клиентов. Но даже массовое производство было основано на ручном труде дизайнеров, и каждая лампа была уникальна. Вскоре лампы Тиффани стали таким же символом арт нуво, как Русский балет Дягилева или графика Обри Бёрдсли.
СОБРАНИЕ
275 000 стеклышек в одном месте
В Музее искусств в нью-йоркском Квинсе с конца 1990-х работает постоянная выставка, посвященная продукции студии Тиффани. Она включает не только экспонаты из почти всех модельных рядов ламп, но и 275 000 образцов стекла, использовавшегося студией.
Иллюстрация: Райан Гребер
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2011, частично обновлен в марте 2023