Нет ничего удивительного в том, что легендарная зажигалка IMCO родом из Австрии. Ведь именно Карлу Ауэру фон Вельсбаху, ученому из Вены, принадлежит честь изобретения использующегося в традиционных зажигалках «кремня». В кавычках, потому что к природному кремнию сплав церия и железа, запатентованный фон Вельсбахом в 1903 году, не имеет никакого отношения.
От изобретения фон Вельсбаха до появления зажигалок IMCO прошло целых 15 лет. Многие коллекционеры уверяют, что этими зажигалками пользовались еще на фронтах Первой мировой войны, но это не так.
Компания основателя IMCO Юлиуса Майстера действительно работала на военные нужды, но занималась производством пуговиц, и только после войны Майстер перепрофилировал производство на зажигалки.
Основой для них служили винтовочные гильзы, что и определило цилиндрическую форму корпуса. Первая зажигалка Майстера появилась на свет в 1918 году, а первый патент был зарегистрирован в 1922-м.
Благодаря простой и надежной конструкции зажигалки IMCO быстро стали популярны в Австрии и Германии. А известность за пределами этих стран зажигалкам Юлиуса Майстера обеспечила… Вторая мировая война. Продукцией IMCO снабжались и вермахт, и войска германских союзников, и очень быстро эти надежные устройства оценили во всех оккупированных странах. А после перелома хода войны они стали популярнейшим сувениром у русских, американских и английских солдат.
Трофейные «вдовушки»
Такое добродушное, хотя и фривольное прозвище австрийские зажигалки заслужили у советских солдат Великой Отечественной войны за то, что были безотказными, неприхотливыми и мирились с самым небрежным отношением хозяина. После войны в СССР выпускалось несколько моделей бензиновых зажигалок, конструкция которых была скопирована с «вдовушек».
Самая известная модель IMCO — Triplex Super — была разработана в 1936 году. Особая крышечка надежно закрывала резервуар с бензином, а подвижный экран позволял прикуривать даже на сильном ветру.
Модель производилась вплоть до закрытия компании в 2012 году: ее механизм претерпел небольшие модификации, но дизайн оставался неизменным более 75 лет. Всего в IMCO было разработано около 70 моделей зажигалок, которые продавались в 80 странах мира, а общий объем продаж, по официальной информации, составил около 500 000 000 зажигалок.
Изменить одну букву
Название компании IMCO — это немного переделанная аббревиатура JMCO, то есть «Юлиус Майстер и компания».
Иллюстрация Райна Гребера
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2011, частично обновлен в феврале 2023