Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483–1486. Лувр (Фрагмент картины). Фото: MUSEE DE LOUVRE
На выставке в Лондонской Национальной галерее представлены восемь полотен Леонардо и среди них две «Мадонны в скалах»
Выставка «Леонардо да Винчи: придворный живописец Миланского герцога»
Национальная галерея, Лондон
По 5 февраля 2012 года.
Цена билета 16 фунтов.
Предварительный заказ билетов настоятельно рекомендуется
«Мария держала одну руку высоко поднятой над головой младенца Иоанна, и жест этот выглядел угрожающим. Пальцы походили на когти орла, готовые впиться в чью-то невидимую голову...» Так описывает леонардовскую «Мадонну в скалах» Дэн Браун в бестселлере «Код да Винчи». Что на самом деле означает этот жест, который, по общему мнению, исполнен любви и желания оградить ребенка от будущих несчастий, — лишь одна из множества загадок «Мадонны в скалах». Известно, что заказ для церкви Сан-Франческо в Милане Леонардо получил весной 1483 года от братства Непорочного зачатия. Но вместо алтарного образа, изображающего Рождество Богородицы, он написал Деву Марию в гроте с архангелом Уриэлем и двумя младенцами: Иисусом и Иоанном Крестителем. Тяжба между автором и заказчиками длилась почти 20 лет. За это время художник успел продать картину, и она оказалась во Франции. Когда конфликт был улажен, Леонардо написал для братства (изменив некоторые детали) ее копию. Спустя примерно три столетия это полотно оказалось в Англии.
И вот в ноябре 2011 года в стенах Лондонской Национальной галереи две «Мадонны в скалах» встретятся. Спор о том, какая из них совершеннее, вероятно, вспыхнет с новой силой. Преобладает мнение, что лондонская версия уступает своей выразительностью луврскому варианту. Но ее только что отреставрировали: очистили от пожелтевшего и потрескавшегося лака, нанесенного в середине прошлого века, и поместили в новую раму, изготовленную по образцам Высокого Возрождения.
1. Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. До 1508 года. Лондонская Национальная галерея
2. Леонардо да Винчи. Спаситель мира. После 1500 года. Частное собрание
Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM, AP/FOTOLINK
Таким образом, достоинства картины могут быть оценены заново. Экспертиза, проведенная во время реставрации, дает основания считать да Винчи единственным автором полотна: судя по всему, ни ученики мастера, братья де Предис, которые часто довершали его творения, ни кто другой не касались кистью лондонской «Мадонны в скалах». В этом отношении она столь же уникальна, как «Джоконда» и «Тайная вечеря». Представить в одной экспозиции все 15 сохранившихся живописных работ Леонардо не под силу, пожалуй, ни одному музею.
Проект Лондонской Национальной галереи и так объявлен беспрецедентным — 8 полотен и более 40 набросков к ним. Здесь же впервые будет выставлен «Спаситель мира». Эта работа Леонардо считалась утраченной, а ее возвращение из небытия столь загадочно, что вполне могло бы вдохновить Дэна Брауна на со здание очередного бестселлера. Экспозиция построена по географическому принципу — все работы написаны в Милане в период службы да Винчи при дворе Лодовико Сфорца, герцога Миланского. Кстати, предлагая Лодовико свои услуги, да Винчи отрекомендовался как военный инженер, гидротехник, архитектор, оформитель праздников и лишь в последнюю очередь как живописец.