Часословом называют молитвенный сборник, содержащий тексты суточного богослужебного круга. В Европе книги часов появляются в XIII веке под влиянием византийской культуры. Скоро часословы становятся столь популярны, что монастырские скриптории перестают справляться с заказами, и появляются городские цехи, специализирующиеся на производстве книг такого рода.
В отличие от монахов, связанных строгим церковным каноном, городские мастера превращают часословы в собрания роскошных миниатюр, используя сюжеты не только Священного Писания, но и бытовые. Последние особенно уместны были в начальном разделе книги — календаре. Замечательным образцом такого календаря является работа братьев Лимбург (Поля, Жана и Эрмана), расписавших часослов, заказанный герцогом Беррийским. Книга столь великолепна, что современники называли ее «Богатейший часослов герцога Беррийского».
Жан Беррийский (1340–1416) прославился не только как отважный воин, но и как покровитель искусств и наук. В его огромной библиотеке одних часословов, украшенных замечательными гравюрами, насчитывалось 15. Самый богатый и изысканный среди них «Богатейший часослов». Книга размером 29×21 см содержит 206 пергаментных листов. Больше половины из них украшены миниатюрами. Мы берем ту, что посвящена месяцу январю. На ней изображен один из пиров новогоднего цикла у герцога Беррийского.
Об авторах миниатюр «Богатейшего часослова», братьях Лимбург, мы знаем мало. Они были родом из Гельдернского герцогства (междуречье Мааса и Рейна). Рано осиротев, братья отправились в Париж учиться ювелирному делу. Однако чума 1399 года вынудила их бежать из города.
После долгих скитаний они поступили на службу к Жану Беррийскому. Создан часослов явно не позже 1416 года, когда скончался герцог Жан, а вслед за ним (точной даты нет) умерли от чумы все трое братьев Лимбург. Полностью завершить свое творение они не успели, это много позже, в 1489 году, сделали другие мастера.
«Богатейший часослов герцога Беррийского» переходил из рук в руки, пока не оказался у некоего барона Феликса де Маргерита. У него в 1855 году книгу выкупил французский герцог д'Омаль, который завещал Франции свой замок вместе с хранящейся в нем коллекцией. На ее основе был создан Музей Конде, там «Богатейший часослов» пребывает по сей день.
1. Козерог — знак зодиака, под которым проходит большая часть января. По античной легенде, в созвездие Козерога Зевс превратил козоголовую нимфу Амалфею в благодарность за то, что она вскормила его своим молоком.
2. Водолей — знак зодиака, восходящий в конце января (21-го числа). Водолей в греческих мифах — небесный виночерпий.такой же, как Ганимед на Олимпе.
3. Колесница Феба, греческого бога солнца. Позднее Средневековье — время, когда Северная Европа начинает живо интересоваться языческой античной культурой. Поэтому христианская богослужебная книга богато украшена миниатюрами на античные сюжеты.
4. Портрет Жана Беррийского. Мастерски передан характер этого вельможи, по отзывам современников, «безжалостного к простым людям. словно какой-нибудь сарацинский тиран».
5. Портрет Поля Лимбурга. Из трех братьев-художников он был наиболее известен и, вероятно, возглавлял мастерскую Лимбургов.
6. Портреты Эрмана и Жана Лимбургов.
7. Портрет Мартина Гужа — епископа Шартрского, известнейшего библиофила того времени.
8. Листья померанца на плаще виночерпия. Померанец считался символом роковой предначертанности. По одной весьма спорной версии облаченный в плащ молодой человек — неизвестный нам, но вполне реальный персонаж, чья ранняя смерть произвела на двор герцога тягостное впечатление. Странный предмет на кошеле — рукоятка ножа.
9. Укрепленный на столбе плетеный каминный экран. Художники намеренно превратили экран в подобие нимба вокруг головы Жана Беррийского. Пришедшие с холода гости протягивают к камину замерзшие руки.
10. Надпись Approche, approche («Приблизься, приблизься»). Возможно, это призыв камергера с жезлом (или самого хозяина пира) представиться герцогу и поднести новогодние подарки.
11. Хлебодар — один из главных распорядителей пира. Застолье в Средневековье — это пышный ритуал, в чем-то напоминающий литургию. «Почему хлебодары и виночерпии стоят выше стольников и поваров? — вопрошал бургундский бытописатель Оливье де ла Марш, — Потому что их род занятий связан с хлебом и вином, которым таинство причастия сообщает священный характер».
12. Герб Жана Беррийского. На червленом поле (красный — цвет рыцарской доблести) лазоревые медальоны с золотыми лилиями — герб королевской династии Валуа. Медведи (по-латыни ursus) и лебеди (cygnus) вместе составляют слово «Урсина», предположительно дамы сердца герцога. Фигуры этих же животных украшают роскошный сосуд — позолоченный корабль — на праздничном столе.
13. Гобелен с изображением битвы греков и троянцев. Над воинами почти нечитаемые надписи, предположительно поясняющие, какой эпизод войны между ахейцами и троянцами изображен. Как известно, французы издавна считали себя потомками троянцев.
14. Собачки-левретки. Известно, что герцог питал к этой породе слабость. Собака — распространенный в Средние века символ преданности.
15. Борзая — символ ревностного служения и верности Господу: герцог считал себя особенно ревностным христианином.
16. На блюдах ягнята (символ божественной любви) и куропатки (символ смирения перед волей Бога) — их обязательно подавали на трапезах новогоднего цикла, дабы в новом году хозяин и гости избегали греховных соблазнов и оставались добрыми христианами.
17. Золотые чаши и сосуды для вина. Они выставлялись напоказ, как символ герцогского могущества.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2012, частично обновлен в июне 2023