В самом конце XIX века, с началом эпохи модерна, у европейских народов (впервые со времен романтизма) возродился интерес к своему прошлому. Прежде всего это коснулось многонациональных империй. Их населяли этносы, связанные лишь политически, и каждый стремился сохранить свою культуру. Беспокоила судьба собственной культуры и отдельные народности в относительно мононациональных странах, таких как Испания, где есть автономные районы, жители которых говорят на языках, отличных от государственного кастильского. К таковым относится Каталония.
Каталонцы особенно гордятся своей песенной традицией, восходящей к эпохе трубадуров. В конце XIX века в столице провинции Барселоне фольклорные коллективы появлялись как грибы после дождя. Наибольшей популярностью пользовался хор «Каталонский Орфей». Его создатели Люис Мильет и Амадеу Вивес в конце концов решили, что им необходим собственный концертный зал.
Средства были собраны по подписке, и за дело принялся Люис Доменек-и-Монтанер — один из самых талантливых архитекторов Испании. Он задумал создать не просто концертный зал, а настоящий дворец музыки в национальном стиле — Палау де ла Мусика Каталана. Работы велись четыре года (1905–1908).
По словам Роберта Хьюза, историка Барселоны, «по концептуальной смелости, блеску, крайнему символизму, декоративному эффекту ничего подобного не будет построено в Барселоне больше никогда». На первом этаже здания Доменек-и-Монтанер разместил репетиционные комнаты, на втором — зал. Крыша дворца представляет собой прозрачный купол, так что сцена днем не нуждается в дополнительном освещении. Две внешние стены зрительного зала также стеклянные — прозрачные панели крепятся к стальному каркасу.
Дворец воспринимается как волшебный фонарь, в котором постоянно меняется освещение. Везде фигурное стекло (им славилась средневековая Каталония), мозаика и богатый декор в стиле каталонская готика.
Творение Доменека-и-Монтанера вызвало всеобщий восторг. Однако когда на смену модерну пришел неоклассицизм, отношение к этому архитектурному шедевру стало меняться, все громче раздавались голоса, что зал не более чем «хаотическое нагромождение каталонского хлама» и его следует снести. Но этому воспротивились многочисленные поклонники музыки. Сейчас дворец находится под защитой ЮНЕСКО как один из лучших архитектурных памятников Испании.
1. Золотая звезда на витражном куполе — солярный символ и знак божественной полноты.
2. Бюст Жозепа Ансельма Клаве (1824-1874) — неутомимого собирателя народных песен.
3. Восемнадцать дев. Это духи каталонской музыки, присутствовавшие в народной культуре еще в языческие времена. Каждой деве отвечает какой-то музыкальный инструмент, песенный или танцевальный жанр. В отличие от муз они облачены в готические наряды. Тем самым подчеркнута самобытность Каталонии, отсутствие римского на нее влияния.
4. Валькирии (девы-воительницы из скандинавской мифологии) — аллюзия, отсылающая к творчеству Вагнера, который на рубеже XIX и XX веков был очень популярен в Испании. Они, как и музыка великого композитора, служили символами единства традиционной культуры и нового искусства.
5. Бюст Бетховена — символ мировой музыки.
6. Ива — символ стойкости (она не ломается под ветром) каталонцев. Арабы, на несколько столетий покорившие почти весь Иберийский полуостров, сумели продержаться в Каталонии всего несколько лет.
7. Девушки с цветами — аллюзия на средневековую каталонскую песню «Девушки под ивой радостно заплетают свои роскошные золотые волосы», до сих пор популярную в народе.
8. Роза — главный приз на поэтических состязаниях каталонских трубадуров.
9. Герб Каталонии. Красные полосы на золотом фоне означают следы крови на щите графа Барселоны — Гифре Волосатого, сумевшего защитить город от арабов.
10. Павлинье перо — в каталонской традиции символ бессмертия и любви.
11. Лавровый венок — символ бессмертия и величия, знак нерушимости союза живых и покинувших сей мир.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2012, частично обновлен в сентябре 2023