Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Доска на колесах: краткая история скейтборда

Немалую роль в скейтборд-эпидемии сыграл кинематограф. В конце 1980-х многие подростки встали на доску, подражая герою фантастического блокбастера «Назад в будущее»

Обсудить
Доска на колесах: краткая история скейтборда
Источник:
progressman / Alamy via Legion Media

Устройства типа «доска на роликах» появились еще в 20–30-е годы прошлого века. Но это были скорее модификации самоката без руля: ездить на таких досках можно было только по прямой, поворотный механизм отсутствовал. В 1940-е появилась новая модель самоката — скитер-скейт, у которого был съемный руль, а колеса располагались на поворачивающихся осях, что позволяло маневрировать.

Доска на колесах: краткая история скейтборда
Источник:
Pictorial Press Ltd / Alamy via Legion Media

Но все эти доски, в большинстве самодельные, считались детским развлечением, пока в 1950-е калифорнийские серфингисты не озаботились поисками устройства, на котором можно было бы тренироваться после окончания сезона. Они стали прибивать подвески от роликовых коньков к доскам и заниматься, как тогда говорили, «тротуарным серфингом» — пытаться повторять движения серфингиста на суше.

В 1962-м владелец магазина серферского снаряжения в Лос-Анджелесе Билл Ричардс заказал несколько таких «конькодосок» в Чикаго. Но первая настоящая промышленная партия скейтбордов была выпущена годом позже компанией Makaha с использованием колес и подвесок, придуманных изобретателем Ларри Стивенсоном. Тот же Стивенсон в 1969 году запатентовал и загнутый вверх задний конец доски, или деку — важнейшее для скейтборда улучшение конструкции, которое позволило совершать разнообразные трюки. Сразу несколько компаний тут же подхватили идею Стивенсона, причем отстоять свой патент в суде изобретатель не сумел, и всего несколько производителей согласились платить ему роялти.

Прогресс как двигатель скейтборда

Изобретение американцем Фрэнком Нэсуорси полиуретановых колес, лучше «цепляющих» дорогу, чем металлические, дало новый толчок скейтбордингу в начале 1970-х. Тогда же производители улучшали подвеску, а деки стали иногда делать из стекловолокна и алюминия. Хотя большинство досок и ныне из кленовой фанеры.

Доска на колесах: краткая история скейтборда
Источник:
Kim Price/CSM/Sipa USA via Legion Media

Размеры деки и общие принципы дизайна скейтборда менялись со временем и в зависимости от стиля катания: современные доски эпохи стритстайла более узкие и симметричные, чем, скажем, скейтборды 1980-х. Что до статуса, то попытки включить скейтбординг в олимпийскую программу предпринимаются несколько десятков лет (они увенчались успехом только в 2016 году, когда было решено, что скейтбординг войдет в программу Олимпийских игр в Токио. — Прим. Vokrugsveta.ru). Но многие скейтеры решительно возражают. Ведь тогда придется следовать единым правилам, а истинный скейтер против любых ограничений.

Серфингистам не снилось

С развитием скейтборда трюки, исполняемые на деке, перестали копировать движения серфингистов. В 1976 году Алан «Олли» Гелфанд придумал прыжок со скейтбордом без рук — прием, который позднее назвали в его честь «олли». Тогда же были изобретены так называемые грэб-трюки — когда скейтеры хватаются за доску во время прыжка.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2012

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения