Когда в 1863 году Эдуар Мане завершил знаменитый «Завтрак на траве», картина произвела скандал. На ежегодном парижском «Салоне» она превратилась в предмет всеобщего осуждения.
История картины «Завтрак на траве»
«Какая-то голая уличная девка, — писал критик Луи Этьенн, — бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».
На «Салоне» было выставлено немало картин, отвергнутых жюри, и император Наполеон III, сам любитель живописи, поддержал идею организовать «Салон отверженных», где могли бы выставить свои работы художники, чьи картины не были оценены по достоинству.
Там выставлялся и «Завтрак». Но увидев полотно Мане, Наполеон III брезгливо отвернулся. «Бредовое произведение, — передавал толки вокруг картины Эмиль Золя, друг Мане, — нелепое и неприличное. „Завтрак“ рождает не только смех, он вызывает ярость». Вероятно, эпатажнику Мане этого и надо было.
9 деталей картины Эдуара Мане «Завтрак на траве»
Скандален сам сюжет картины. Изначальное ее название — «Купание». Во Франции XIX века неукоснительно соблюдалось правило, согласно которому женщины и мужчины купались по отдельности.
1. Ярко освещенное нагое тело — тоже насмешка над общественной моралью, олицетворенной для Эдуара фигурой отца: Огюст Мане был судьей и рассматривал дела о нарушении правил общественной нравственности. Позировала Мане продавщица галантерейного магазина Викторина Мёран. Они познакомились в 1862 году. Вскоре знакомство переросло в страстный роман. Мёран сама неплохо рисовала.
2. Выражение лица Викторины критики называли сомнамбулическим. И это в какой-то степени справедливо. Голову модели Мане писал уже после того, как их роман закончился. У Мане умер отец. Вероятно, этим был снят некий запрет, и Эдуар женится на своей учительнице музыки Сюзанне Ленхов. Оказалось, что у них была давняя связь и есть даже ребенок — сын-подросток, изображенный Мане на картине «Флейтист».
Викторина очень болезненно переживала окончание романа с художником, и это не могло не отразиться на ее лице. На рентгенографии «Завтрака» видно, как сильно менялось его выражение во время работы с Мане.
3-4. Натурщиками Эдуару послужили его брат Гюстав (он сидит возле Викторины) и брат невесты Мане — Фердинанд Ленхов. Все они, как и Викторина, были изображены портретно и легко узнавались посетителями выставки. Здесь тоже не обошлось без скандала: брат невесты Эдуара позировал на одной картине с любовницей Мане!
Сам Мане утверждал, что картина написана на пленэре, но на холсте видно несколько нестыковок, выдающих ее постановочность. Так, неестественно смотрится фрак, в котором изображен Гюстав Мане. В таком никому и в голову бы не пришло выезжать на природу. Создается впечатление, что Мане просто издевался над публикой. Об этом свидетельствуют и размеры картины (208*264,5 см). Они подходят для эпических сюжетов, а не для пасторалей с любовницей.
Желанием эпатировать можно объяснить и технику письма художника. По канонам того времени картина должна была быть гладкой и полированной. Мане специально пишет крупными мазками, как пишут эскизы, которые неэтично предъявлять зрителям. Он публично неряшлив, а это оскорбление вкуса по тем временам.
5. Лес на заднем фоне также небрежен и напоминает театральную декорацию.
6. Девушка на заднем плане непропорционально велика. Тем самым Мане создает эффект неправильной перспективы: непонятно, где начало, центр и фон картины. Картина вызывающе композиционно нелепа.
7-9. Лягушку в левом нижнем углу картины искусствоведы обычно воспринимают как намек на нравственность Викторины Мёран: лягушками называли проституток. Так же могут трактоваться и вишни, выпавшие из корзины (символ сладострастия). Возможно, это еще одна нелепость, как и снегирь в ветвях деревьев (летом снегирей во Франции нет).
ХУДОЖНИК
Эдуар Мане
1832 — Родился в Париже в семье судьи.
1856 — Окончил Школу изящных искусств.
1863 — Первая крупная работа «Завтрак на траве».
1874 — Переход к пленэрной живописи, картина «Аржантёй».
1879 — Увлечение повседневностью, работа «В кабачке папаши Лятюиля».
1880 — Период портретов и натюрмортов.
1882 — Последнее крупное полотно «Бар в „Фоли-Бержер"».
Материал опубликован в декабре 2012, частично обновлен в ноябре 2024