Это случилось в Александрийском порту. Ловец жемчуга нырял неподалеку от форта Кейт Бей, что возвышается на красивой косе, далеко выступающей в лазурные воды Средиземного моря.
Ныряльщик выплыл на поверхность внезапно и тревожно замахал рукой товарищам. Оказалось, что его буквально ослепил какой-то странный предмет, лежащий на дне. Подогнав лодку к тому месту, откуда вынырнул перепуганный ловец, трое самых искусных ныряльщиков один за другим ушли в глубину.
На дне, глубоко завязнув в песке, лежала гигантская мраморная статуя. И хотя она была порядком изуродована, ныряльщиков поразила ее великолепная полировка — лучи солнца, проникавшие сквозь толщу воды, ослепительными бликами играли на мраморе.
За полчаса новоиспеченные подводные «археологи» ощупали каждый мало-мальски подозрительный камень, торчавший в песке, и вскоре к первой находке присоединили сфинкса, еще одну небольшую статую и колонну.
На следующее утро прохожие с удивлением оглядывались на нескольких юношей арабов, которые оживленно жестикулировали, подталкивая друг друга к резным Дверям здания с вывеской «Отдел древностей Объединенной Арабской Республики».
...Весь день сотрудники отдела древностей ходили именинниками. Возбужденный директор немедленно позвонил в военно-морское министерство с просьбой прислать для помощи археологам нескольких «фрогменов» — легких водолазов.
Первые пробные спуски с аквалангом подтвердили, что находки представляют огромный интерес. Александрийские газеты вышли на следующий день с сенсационными заголовками.
«На дне моря найдены фрагменты одного из семи чудес света — легендарного маяка».
Но газетчики поторопились. Море нелегко расстается со своими тайнами.
...Свыше двух тысяч лет тому назад по всему миру ходила звонкая слава о чуде Александрийского порта — Фаросском маяке. В то время между Египтом, Грецией и Римом шла оживленная торговля. И куда бы ни лежал путь громоздких галер, изящных пентер (Пентера — судно с пятью рядами весел) и рыбачьих суденышек, бороздивших Средиземное море у берегов Египта, они не миновали Александрию. Напряженно всматривались матросы подплывающего судна в горизонт — не покажется ли земля. И вот среди утомительного колыхания воды на горизонте появлялся, наконец, тоненький вертикальный стерженек. До берега было еще не близко. Моряки это хорошо знали. Но Александрийский порт издали приветствовал их: перед входом в восточную гавань возвышался гигантский по тому времени каменный маяк. Более чем на 140 метров уходил он ввысь.
История сохранила для нас имя архитектора. Это был грек Состратус.
Маяк представлял собою три башни, поставленные одна на другую. Нижняя имела квадратное сечение со стороной в 30 метров. Рассказывали, что в ней размещалось свыше трехсот комнат: неплохой приют для воинов. Вполне вероятно, что древние оборудовали маяк как форт.
Верхняя часть первой башни поражала изящной архитектурной отделкой. Ее окаймляла терраса, украшенная по бокам статуями тритонов.
Арабы, завоевавшие Александрию в 641 году, с восхищением рассказывали об этой террасе. Их хроники сообщают о стоявшей на ней удивительной статуе, которая каждый день, как только появлялось из-за горизонта солнце, поворачивалась к нему лицом и по мере движения светила по небосклону вращалась за ним, как бы указывая ему путь протянутой рукой. Другая статуя — «Часы» — отбивала время, наигрывая различные мелодии. А третья статуя — «Тревога» — подавала сигналы об опасности, когда вражеский флот подплывал к Александрии.
Над первой башней поднималась вторая — восьмиугольная. Венчала маяк круглая башенка с остроконечной крышей, над которой возвышалась мраморная статуя Посейдона.
Ночью в круглой башенке на высоте 140 метров зажигался костер. Чтобы усилить его свет, за костром ставили отражатель. Он был изготовлен из отполированного до блеска гранитного круга.
Костер горел до рассвета и был виден кораблям в море за несколько десятков миль. Разжигали его сухими пальмовыми ветками. Некоторые записи упоминают о том, что в маяке существовал внутренний наклонный ход. По нему якобы пускали обезьян со связками пальмовых ветвей.
Это чудо света — вероятно, один из первых в мире маяков. Он существовал десять веков вплоть до 700 года н. э.
Землетрясения, войны постепенно разрушили удивительное сооружение древнего мира. На месте маяка осталась лишь груда развалин, маячившая над морем до середины XIV века.
Прошло еще время. На развалинах, маяка султан Кейт Бей построил кряжистый массивный дворец с четырьмя башнями по углам. В основании каждой из башен заметны темные широкие полосы — когда строился дворец, султан приказал заложить, под башни фундамент из гранитных блоков, оставшихся от разрушенного, маяка. Входная дверь фасада также обрамлена тремя прямоугольными; брусами из красного асуанского гранита, который очень любили использовать для различных скульптурных работ греческие мастера.
Казалось бы, кончилась история одного из семи чудес света. И вдруг эти находки. Действительно ли они фрагменты Фаросского маяка? Статуи, сфинкса и колонну нужно еще поднять со дна, очистить от песка, ила, ракушечника, а затем изучить.
Подводные исследования у форта Кейт Бей археологи начали осенью 1962 года. Работа еще не завершена, самое интересное впереди.
С. Глушнев