Есть предание, будто изгиб на прямой как стрела железной дороге Петербург — Москва появился, когда Николай I, проводя по линейке трассу на карте, поставил свой палец. Но реальность богаче легенды
Когда в 1881 году на изначально прямой дороге возник изгиб, кто-то пошутил насчет царского пальца. В советское время шутка стала легендой, которой верили. Мол, вот какие были строгости: невнимательный император обвел свой палец, и ему не посмели возразить, а уж тем более выпрямить кривую на карте.
Любопытно, что Николай I умел чертить: в юности он хотел быть инженером. Но в 1843 году, утверждая маршрут трассы, император не брал в руки линейку. Он подписал карту, на которую инженеры Павел Мельников и Николай Крафт уже нанесли линию будущей дороги. При этом царь взял на себя ответственность за два решения:
Дорога не прошла через Новгород, иначе она была бы длиннее на 30 км;
19 верст подъема от реки Мсты, где поезд взбирается на Валдайскую возвышенность, ради прямизны строили с таким крутым уклоном, что здесь дежурили дополнительные паровозы для втаскивания вверх тяжелых составов.
С увеличением грузооборота вес товарных поездов рос. «Поезда с кладью», как назывались товарняки, ввозили в гору по частям, а наверху собирали их снова. Поэтому и был построен обход, проходивший по более пологому склону. Дорога удлинилась на 5,4 километра, и добавились крутые повороты, на которых приходилось сбавлять ход. В борьбе за скорость пассажирских поездов с 2001 года трассу опять спрямили. Грузовые составы движутся кружным путем через Кириши, а обход — «палец императора» — разобран и заброшен.
Детали
1. Станция Бурга, до 1881 года место дежурства 16 дополнительных паровозов.
2. В 1869 году сгорела часть деревянного моста через реку Мсту, и четыре месяца по мосту не было движения. Убытки побудили правление дороги заменить все деревянные мосты на железные.
3. Благодаря обходу громадный деревянный мост через реку Веребья заменять было не нужно, что дало большую экономию.
4. Конец подъема.
5. Кладка опор нового моста через Мсту (1880) впервые в истории российских дорог выполнена на цементе отечественного производства.
6. На новой станции Веребье две платформы были соединены подземным переходом.
7. Отметка 191-й версты от Петербурга после сооружения обхода была убрана, а ближайшая к этой точке отметка стояла уже на 195-й версте. Все путевые столбы отсюда до самой Москвы пришлось поменять.
КАРТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ОТДЕЛОМ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ
Материал опубликован в феврале 2013, частично обновлен в июле 2024