Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Англия и Пруссия, февраль 1713 года

1 февраля 2013Обсудить

Англия

Комиссия Лондонского королевского общества назвала Готфрида Лейбница плагиатором

Пруссия

Лейбниц отправил в Россию письмо с просьбой прислать книги, необходимые для обучения русских стипендиатов

Ньютон в бытность государственным деятелем, когда он возглавлял Королевский монетный двор и отправлял на виселицу фальшивомонетчиков

Лейбниц вызывал восхищение Петра I, хотя король Пруссии и говорил царю, что «этот ученый не годится даже на то, чтобы стоять с ружьем на часах»

В начале XVIII века в Англии разразился скандал. Поссорились Ньютон и Лейбниц. Оба были влиятельными персонами: Лейбниц — тайный советник юстиции ганноверской династии, правящей в Англии, Ньютон — директор Королевского монетного двора. Предметом ссоры была слава, на которую мог претендовать только один. Надо было решить, кто первым открыл метод интегрального счисления. Каждый обвинял другого в плагиате. Это только в конце XVIII века будет доказано, что в данном случае наука имеет дело с двумя открытиями, различными по методам и по всему ходу умственной работы, но приведшими к общему результату. Однако в начале столетия об этом не знали. В 1712 году сторонники Ньютона попросили английское Лондонское королевское общество разобраться, кто прав. Но тут сыграло роль особое обстоятельство: Ньютон был англичанином, а Лейбниц — немцем. Лейбниц попал в Англию как придворный Георга I — английского короля из немецкой династии Ганноверов. Конечно, жители Альбиона предубежденно относились к иноземному двору. В общем, комиссия Общества пришла к мнению: Лейбниц — плагиатор. Впрочем, возможно, на решение повлиял сам Ньютон, который занимал пост директора Общества, хотя формально он не имел права вмешиваться в дела комиссии. Лейбниц на заседании не присутствовал. Экземпляр доклада дошел до него только через год — в феврале 1713-го.

Готфрид Вильгельм Лейбниц рос тихим ребенком в благополучной профессорской семье. Он получил великолепное классическое образование, и все домашние были удивлены, когда двадцатилетний юноша вдруг объявил, что считает себя славянином, потомком польского рода Любенцев. Оказалось, что в свободное время Готфрид изучал славянскую историю, восхищаясь подвигом восточноевропейских народов, не пропустивших в Центральную Европу азиатских кочевников. Удачная карьера при ганноверском дворе не ослабила его интереса к Восточной Европе. Лейбниц восхищался Петром I и даже прислал царю несколько проектов, которые, по его мнению, могли быть осуществлены в России. Например, ему пришла в голову мысль объединить все восточноевропейские моря системой каналов на русской территории и установить, соединяются ли на востоке Азия с Америкой. Петр изъявил желание познакомиться с известным славянофилом. Они встретились в ноябре 1712 года в Карлсбаде. О чем шел разговор, неизвестно, но вскоре ученого пригласили на русскую службу с окладом 1000 талеров в год. Лейбниц должен был обучать русских стипендиатов. В феврале 1713 года он попросил прислать ему русскую грамматику и карты России. Русским стипедиатам все это не пригодилось: в 1716 году Лейбниц умер. Однако идея немца-славянофила направить экспедицию на восток Азии была осуществлена — в 1725 году туда отправился Витус Беринг.

Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM.RU (X2)

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения