Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

В тени больших полей: как сомбреро превратилось в неотъемлемую часть образа настоящего мексиканца

Для туристов это символ безмятежного праздника под щедрым солнцем и хороший сувенир. Но в истории главной шляпы Мексики были и пот работяг, и кровь императора

Обсудить

Приехавший в Мехико иностранец, скорее всего, будет разочарован, не увидев у местных жителей тех самых сомбреро, как в кино. В этой части страны их не носят, если, конечно, не выступают на сцене или не торгуют этими самыми шляпами, предлагая их у отелей восторженным туристам по дешевке, пачками, с ритуальной демонстрацией хорошей работы. Вот мы сворачиваем шляпу в трубку, а вот разворачиваем — и ни следа, ни залома.

Однако на противоположной от Мехико стороне континента, на подъездах к Тихуане и на берегу Калифорнийского залива, шляпы на своем законном месте. Здесь даже полицейские расхаживают в сомбреро. Видишь и понимаешь: вот она, краса и гордость Мексики.

В тени больших полей: как сомбреро превратилось в неотъемлемую часть образа настоящего мексиканца
Источник:
kravka / Alamy via Legion Media

Испанские корни

Историки костюма расходятся во мнениях о происхождении большой шляпы. Известно одно: у индейцев ничего подобного не было. Прародители сомбреро приплыли из Испании, в XVI веке, а потом разлетелись по всей нынешней Мексике, оседая в разных уголках и приобретая местные черты. В стране с таким щедрым солнцем шляпа, дающая в ответ щедрую прохладу, не могла не прижиться. Ведь название «сомбреро» происходит от испанского слова sombra, то есть «тень».

Приплыли шляпы, вероятнее всего, с андалусийцами, но наваррцы и саламанкцы верят, что расшитые сомбреро придумали именно они. Говорят, наваррские тореадоры носили похожие. В Саламанке было даже слово «чарро», обозначающее и костюм со шляпой, и его владельца — скотовода и всадника. Но в мексиканских штатах Сан-Луис-Потоси, Халиско, Сакатекасе и Идальго все равно думают, что сомбреро-чарро появились именно у них, просто упав с неба на головы скотоводов.

В Мексике слово «чарро» приобрело особый смысл — широкий, как сама эта страна. Богатый скотовод — чарро, наемный работник, потный трудяга с мозолистыми руками — тоже чарро. Главное — чтобы на коне. И костюм его — чарро, и сомбреро — чарро. Вот он, образ всадника: штаны для верховой езды — потому что надо много времени проводить верхом, шейный платок — потому что без него в шею вопьется овод, крепкая куртка, накидка или пончо — потому что уезжаешь из дома надолго, не зная, когда вернешься. И сомбреро — чтобы защититься и от злого солнца, и от проливного дождя.

В тени больших полей: как сомбреро превратилось в неотъемлемую часть образа настоящего мексиканца
Источник:
HUGH SITTON/CORBIS/FOTO S.A.

В Мексике до сих пор человек на коне ассоциируется с господином благородных иберийских кровей, ведь индейцам вообще долгое время законодательно было запрещено садиться на лошадь. Чарро участвовали во всех столкновениях с индейцами, в войнах малых и больших, в революциях и переворотах: они всегда были воинами. Так что генерал в униформе чарро ни у кого не мог вызвать удивления.

Известно, что в специальном корпусе сельской полиции, созданном в 1861 году генералом Игнасио Сарагосой, была принята форма чарро, или скотовода, как это звучало бы по-русски.

НАЗВАНИЕ
Дело в шляпе

В тени больших полей: как сомбреро превратилось в неотъемлемую часть образа настоящего мексиканца
  1. ЮКАТАНСКАЯ ПРОСТАЯ. Шляпу из соломы носят на полуострове Юкатан с белой рубашкой.

  2. ЮКАТАНСКАЯ БЕЛАЯ. Тонкая, из белой пальмовой соломки. Одна из самых качественных в стране.

  3. ВЕРАКРУССКАЯ ПРОСТАЯ. Шляпа из Веракруса, тропической зоны Мексики. Обычная соломка не так долговечна, как пальмовая, но и стоит намного дешевле.

  4. ВЕРАКРУССКАЯ БЕЛАЯ. Белая пальмовая соломка тонкого плетения спасает от солнца и от проливного тропического дождя.

  5. ТАМАУЛИПАССКАЯ. В сочетании с белыми сапогами дает наряд, в котором мужчины отплясывают народный танец гуапанго на фиестах в штате Тамаулипас.

  6. ЧАРРО ПРОСТАЯ. Такую носил император Максимилиан. В них чарро выступают на родео.

  7. НОРТЕНЬО, ИЛИ СЕВЕРНАЯ. В штате Нуэво-Леон в такой фетровой шляпе уместно на танцах исполнить под аккордеон местную польку. Такие носят мексиканцы, эмигрировавшие в США.

  8. ХАРИПЕАДО. Из фетра, одна из самых дорогих. Классическая шляпа богатого землевладельца или военного. Ее фасон остается неизменным с XVI века.

  9. ГЕРРЕРО. Пальмовая, с алым шнуром. Историческая шляпа югозападного штата Мичоакан. Спасает от солнца и дождя.

  10. КОЛИМСКАЯ. Типична для спокойного штата Колима, где сильны испанские традиции.

  11. БОЛЬШАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ. Главный трофей туриста. Бывает из соломки любого качества.

  12. ХАРАБЕ ТАПАТИО. Во время традиционного танца со шляпами такое сомбреро летит к ногам избранницы, и она танцует на шляпных полях.

Императорский стандарт

К тому моменту мексиканские помещики стали богато украшать «скотоводские» шляпы галуном, граненым стеклом и полудрагоценными камнями. Тогда же заработала первая фабрика сомбреро. И появился стандарт: диаметр шляпы — 45 сантиметров, высота — 15. Впрочем, и тогда, и теперь считают, что размеры задает хозяин: они более всего зависят от ширины плеч и злобности местного солнца.

В тени больших полей: как сомбреро превратилось в неотъемлемую часть образа настоящего мексиканца
Один из главных популяризаторов сомбреро — Пике, официальный талисман чемпионата мира по футболу 1986 года в Мехико
Источник:
Sportfoto Rudel via Legion Media

В любом краеведческом музее Мексики можно увидеть коллекцию сомбреро. И у каждой шляпы будет своя история, и каждая будет претендовать на звание символа Мексики: роскошные фетровые харипеадо, соломенные герреро с алым шнуром из Мичоакана, фетровые с тонкой ажурной тесьмой с северных окраин, пальмовые тонкого плетения из Веракруса, мягкие из шелковистой соломки из Тамаулипаса.

Но главной почти в любой коллекции будет чарро в стиле императора Максимилиана Габсбурга. Если хозяевам местного музея хватит наглости, они непременно скажут вам, что эта шляпа с головы самого императора. Или хотя бы его генерала.

Максимилиан Габсбург, эрцгерцог Австрийский, младший брат императора Франца-Иосифа, в 1863 году получил при содействии Наполеона III корону Мексики. Он хотел быть императором, вникающим во все народные нужды и даже одетым, как представители его народа — чарро.

В путешествиях по стране император, в сопровождении всадников, выступал в специально придуманном им костюме: сюртук, узкие брюки с серебряными пуговицами и сомбреро с минимумом серебряных украшений. Одеяла и пончо, белые и черные брюки в обтяжку — издалека группу всадников можно было принять за зажиточных скотоводов.

В тени больших полей: как сомбреро превратилось в неотъемлемую часть образа настоящего мексиканца
Сцена казни император Мексики Максимилиана I на полотне импрессиониста Эдуара Мане
Источник:
Kena Images via Legion Media

Костюм стремительно вошел в моду. Так стали одеваться и придворные, и музыканты особого ранга — марьячи. Далеко не каждому мексиканцу было по карману заказать их музыку, поэтому многие нанимали марьячи только два раза в жизни — на свадьбу и на похороны. Их название — от французского marriage (произносится «марьяж»), то есть «женитьба».

При Максимилиане музыканты сменили простые крестьянские накидки из хлопка и соломенные сомбреро на императорские чарро, украшенные богаче, чем у императора: с серебром в три нити на широких фетровых полях, в богатых вышивках по тулье. Нынешние марьячи продолжают копировать высокий образец, только роскошные украшения из литья сменила штамповка.

Правление императора длилось три года. Сияющим утром 19 июня 1867 года его в неизменном сомбреро-чарро привезли на холм Лас-Кампанас вблизи Керетаро. Последние слова Максимилиана перед расстрелом были: «Пусть моя кровь, которая сейчас прольется, принесет этой стране добро». Тело доставили в Вену. Шляпу и платок передал семье императора венгерский повар, сопровождавший господина в Мексику и вернувшийся на родину после его гибели.

Новая жизнь старой шляпы

Впрочем, помимо шляпы Максимилиана сомбреро, претендующих на звание символа страны, немало. Так или иначе, но первое, что видят туристы, приезжающие в Мексику, — не чарро на головах у марьячи, а крестьянские соломенные шляпы необъятного диаметра и с высокой тульей, сложенные в стопку на крепкой голове торговца сувенирами. Дешево и экзотично. А главное — эти шляпы тоже часть национального достояния Мексики.

В тени больших полей: как сомбреро превратилось в неотъемлемую часть образа настоящего мексиканца
Продавца сомбреро в туристических местах обычно видно издалека — по стопке шляп на его голове покупатель сразу сориентируется в ассортименте моделей и размеров
Источник:
marco boldrin / Alamy via Legion Media

До почетного уровня их поднял футбол. Рисованные талисманы чемпионатов мира 1970 и 1986 годов Хуанито и Пике носили сомбреро. Даже столичные снобы надели шляпы, как у этих двоих. А кое-кто вспомнил, что в такой же ходил герой Мексиканской революции Панчо Вилья. Сейчас такая шляпа часто мелькает на голове «самой быстрой в Мексике мыши» — мультяшного Спиди Гонсалеса, который носит ее вместе с типичным костюмом мексиканского крестьянина: белой рубахой, белыми штанами и красным шейным платком.

Весь 2012 год, пока человечество в ожидании «конца света» по календарю майя увлекалось мексиканскими мотивами, сомбреро, и богатое, и простонародное, использовала высокая мода. В коллекции Moschino появилось несколько костюмов, дополненных черными сомбреро. Модели Just Cavalli выходили на подиум в широкополых характерных шляпах. Жан Поль Готье сочетал их с вечерними нарядами.

История широкополой шляпы продолжается. Она неизменный атрибут фестивалей и праздников. Мексиканский Матаморос и техасский Браунсвилл подают пример остальным: два города по разные стороны границы празднуют Дни чарро и устраивают Фестиваль сомбреро (ведь Техас был частью Мексиканской империи… еще совсем недавно — в XIX веке).

А в Мехико каждое воскресное утро в парке Чапультепек проходит «родео в мексиканском стиле». Где шоу, там и рынок. И если вам предложат купить сомбреро «настоящее, без заломов» — скрутят в трубочку и снова расправят, — не отказывайтесь, берите. Модная вещь. И с историей.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2013, частично обновлен в марте 2023

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения