Почти 100 лет назад в центре Москвы в склепе по проекту архитектора Алексея Щусева, наподобие древних зиккуратов, обосновалось нетленное тело Владимира Ленина. Тело уже обросло городскими легендами: одни утверждают, что мумия живет своей жизнью, у нее растут ногти и волосы; другие, напротив, убеждены, что от Ильича остались только голова и руки.
Конечно, ногти и волосы не растут. Но останки ничуть не изменились с момента, когда тело было погружено в консервирующий раствор.
По словам профессора Валерия Быкова, руководителя научно-исследовательской лаборатории при Мавзолее, тело Ленина пребывает в отличном состоянии и специалисты делают все, чтобы таким же оно сохранилось для будущих поколений. Они уверены, что тело может сохраняться еще не менее ста лет и даже дольше. В этом-то и состоит научный эксперимент.
Смерть Ленина
В 18 часов 50 минут 21 января 1924 года сердце вождя мирового пролетариата остановилось. По заключению врачей причиной смерти послужил атеросклероз сосудов мозга. Ряд мозговых областей недополучал необходимый кровоток.
Сотрудник мавзолейной группы хирург Юрий Лопухин (1924-2016. — Прим. Vokrugsveta.ru) считал, что виной тому был выстрел Фанни Каплан. При ранении рядом с артерией — там, куда попала пуля, — образовался тромб, который перекрыл канал, соединяющий тело и голову. Левая сторона головы стала плохо снабжаться кровью, что привело к ишемии сосудов левой части мозга, параличу правых конечностей, нескольким инсультам и смерти.
Как сохранить вождя
В ночь на 22 января 1924 года, сразу после смерти Ленина, была создана комиссия по организации его похорон во главе с Феликсом Дзержинским. Скульптору Сергею Меркурову поручили снять слепки с лица и рук покойного, а патологоанатому Алексею Абрикосову — вскрыть и забальзамировать тело на трое суток до похорон.
Тело было погружено в раствор из формалина, хлористого цинка, спирта, глицерина и воды. Через некоторое время кожа порозовела и приобрела довольно свежий вид. Тогда гроб с телом вождя выставили в Колонном зале. В Москву устремились толпы людей, желавших в последний раз взглянуть на Ленина. С 23 по 27 января мимо гроба прошли не менее полумиллиона советских граждан.
Автор идеи не хоронить Ленина неизвестен. Согласно официальным заявлениям, это предложение высказывали многие рядовые большевики в своих посланиях в руководящие органы партии. Однако в архивах таких писем не обнаруживается, что дает историкам повод полагать автором идеи Иосифа Сталина.
25 января Президиум ЦИК решил после прощания выставить гроб с телом Ленина в склепе у кремлевской стены. Это был, по сути, коммунистический аналог святых мощей в рамках антирелигиозной кампании.
Способ консервации предложили биохимики Владимир Воробьев и Борис Збарский: «Вынуть тело — раз, удалить всю жидкость — два. Подвергнуть тщательной прочистке все тело, промыть, если это возможно, все сосуды, кроме головы, для того чтобы удалить отовсюду кровь. Заменить жидкость, которая в данный момент там находится, спиртами, удалить предварительно хлористый цинк, вычистить тщательно внутренние органы, а по отношению к глицерину применить способ препарирования глицерином».
«Надо представить себе ситуацию, в которую попал Воробьев, — рассказывал Юрий Лопухин. — Трупные изменения уже достаточно глубоко зашли. Были бурые пятна, уже шло гниение, поэтому надо было делать что-то очень радикальное. Даже с высоты сегодняшнего дня можно сказать, что это был своеобразный научный подвиг».
Бальзамирование останков началось в конце марта 1924 года. Сначала их нужно было пропитать формалином. Формальдегид считался лучшим фиксатором, превращающим белки в стабильные соединения (полимеры), которые предупреждали распад. Кроме того, формальдегид хорошо дезинфицирует, убивая почти все микроорганизмы и большую часть грибков и плесеней.
Затем предстояло перекисью водорода обесцветить бурые пятна на лице и руках усопшего вождя: они портили его внешний вид. Наконец, следовало пропитать тело растворами глицерина и ацетата калия, чтобы ткани могли сохранять влагу и пребывали в водном равновесии с окружающей средой.
Лицо, кисти рук и передняя поверхность тела были покрыты ватой, смоченной 1%-ным раствором формальдегида. Выполнив надрезы на коже, тело погрузили в ванну с формалином. С помощью хирургических игл в сохранившиеся артерии ввели формальдегид. Брюшную и тазовую полости промыли уксусной кислотой, внутренности удалили. Раствор формалина начали вводить те в места, где на ощупь были заметны размягчения тканей.
Воробьев, Збарский и их помощники не покидали склеп ни днем ни ночью, почти не спали, питались всухомятку. Узнав об этом, Дзержинский распорядился, чтобы к склепу подвели трамвайные рельсы и подкатили вагон с бытовыми удобствами. Для создания наилучших условий работы температуру в склепе повысили с +3 до +15 °С.
31 марта 1924 года тело погрузили в ванну с 3%-ным раствором формальдегида. Руки мумии облачили в резиновые перчатки, а на голову надели резиновый цилиндр: в эти перчатки и цилиндр вводили затем консервирующие растворы.
На теле было сделано два десятка глубоких разрезов, вскрывших пространства на передней стенке живота, а также плечах, предплечьях, бедрах, голенях, сзади вдоль длинных мышц спины и в ягодичной области. Благодаря этим разрезам мышцы хорошо пропитались формалином и бальзамирующими растворами, однако потом пришлось изрядно потрудиться, чтобы сделать их незаметными. Для пропитки тела Воробьев также рассек кожу на ладонях и нижних поверхностях пальцев на кистях рук.
Через неделю тело было погружено в ванну с 20%-ным спиртом, а голова и кисти рук — в ванны с 30–35%-ным спиртом. Спиртовая обработка продолжалась шесть дней. С середины апреля в ванну стали добавлять глицерин, доведя его концентрацию до 20% при 25–30% спирта. В мае, после двухнедельного пропитывания в спиртоглицериновой ванне, тело погрузили в водный раствор глицерина. Почти все пигментные пятна на открытых частях тела стали незаметными.
Красная мумия
В июне 1924 года в Москве проходил Пятый конгресс Коминтерна, и Дзержинский попросил узнать, нельзя ли показать тело Ленина его делегатам. Ответ был получен положительный. Вечером 18 июня у саркофага встали часовые, и в 19 часов 30 минут процессия делегатов направилась от Никольских ворот к Мавзолею.
Среди прочих пришли и родные покойного вождя. Выйдя из Мавзолея, Крупская плакала, а младший брат Ленина Дмитрий Ульянов, горячо пожав руку Воробьеву и Збарскому, произнес: «Я сильно взволнован. Он лежит таким, каким я видел его тотчас после смерти, а пожалуй, и лучше». Взволнованы были и делегаты конгресса. Сомнений в успехе ни у кого не оставалось. Воробьев и Збарский расцеловались.
Правительственная комиссия в составе наркома здравоохранения Николая Семашко, профессоров Розанова и Савельева осмотрела тело 24 июля и тоже выразила восторг от полученного результата. Было принято решение выставить Ленина на всеобщее обозрение.
Всю ночь перед открытием Мавзолея Воробьев и Збарский провели в траурном зале. Воробьев нервничал. Ему казалось, что лицо Ленина иссохло, а на темени появилось желтое пятно. Но Збарский восклицал: «Замечательно, замечательно, полная победа!»
26 июля первыми через траурный зал прошли Дзержинский, Молотов и Ворошилов. На выходе председатель ВЧК обнял Збарского и Воробьева.
А уже через час на заседании комиссии в Большом зале Кремля Воробьев, запинаясь от волнения, рассказывал о ходе работ: «Предпринятые для бальзамирования мероприятия покоятся на прочных научных основах, дающих право рассчитывать на продолжительное, в течение ряда десятилетий, сохранение тела Владимира Ильича в состоянии, позволяющем обозревать его в закрытом стеклянном гробу при соблюдении необходимых условий со стороны влажности и температуры».
Семашко огласил акт комиссии: «Общий вид значительно улучшился по сравнению с тем, что наблюдалось перед бальзамировкой, и приближается в значительной мере к виду недавно умерших».
Таким образом была решена уникальная задача: осуществлено бальзамирование тела с полным сохранением его форм и всей клеточной и тканевой структуры. В отличие от известных способов мумификации советские ученые не стали высушивать тело. Их работа была основана на экспромте. Воробьев и Збарский получили гос премии, под их руководством при Московском центре биохимических технологий образовали так называемую мавзолейную группу, чтобы ухаживать за телом.
В 1941 году тело Ленина эвакуировали в Тюмень, в Москву оно вернулось в марте 1945-го. С этих пор заключения официальных комиссий фиксировали неизменность облика вождя. Но на неофициальном уровне остро обсуждались процессы в теле, видимые специалистам при наличии соответствующей аппаратуры.
Одной из самых важных проблем был гидролиз и окисление жира («замыливание»), другой — опасность декальцинации (крошения) костной ткани. Беспокойство ученых вызывали и изменения цвета кожи.
Не только Ленин
Для мавзолейной лаборатории было построено здание на Садовой-Кудринской улице, оснащенное необходимой техникой и аппаратурой. Там разрабатывались новые бальзамирующие составы, тестировались методики их введения в ткани, а также способы бесконтактного контроля за состоянием кожного покрова, цвета, формы и объема мягких тканей.
Открытия тут же применялись на практике: в лаборатории были препарированы тела лидера болгарских коммунистов Георгия Димитрова (1949), монгольского политика Хорлогийна Чойбалсана (1952), Иосифа Сталина (1953), лидера чехословацких коммунистов Клемента Готвальда (1953), президента Демократической республики Вьетнам Хо Ши Мина (1969), президента Анголы Агостиньо Нето (1979) и генерального секретаря ЦК Трудовой партии Северной Кореи Ким Ир Сена (1994).
Но в начале 1990-х масштабы работы мавзолейной группы сократились. С 1991 по 1995 год Ленина ни разу не доставали из саркофага для пропитки раствором: реактивы просто впрыскивали через вены. Однако и этого оказалось достаточно для сохранения тела.
Сегодня (в 2013 году. — Прим. Vokrugsveta.ru) спрос на бальзамирование в России год от года растет. Криминальные авторитеты ревностно относятся к своему посмертному облику. Это перспективная и с научной, и с финансовой точки зрения область применения знаний и навыков мавзолейной группы. Особенно в условиях крайне ограниченной государственной помощи лаборатории.
Сами ученые воздерживаются от комментариев, но не утихают слухи, что мавзолейщики подготовили в последний путь не одного члена солнцевской группировки. Ну а первый подопытный объект Владимир Ленин так и остается подопытным объектом.
Фото: SUPERSTOCK/VOSTOCK PHOTO, GETTY/FOTOBANK.COM, MARY EVANS/VOSTOCK PHOTO, YURI KADOBNOV/AFP / Getty Images, Azoor Photo / Alamy / Legion Media, vkilikov / Alamy / Legion Media
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2013, частично обновлен в январе 2022