Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Тайны Руб-эль-Хали

13 июня 2013Обсудить

Тайны Руб-эль-Хали

Впереди, справа, слева — бескрайняя светло-желтая равнина с одинаково темнеющими вдали горами. Руб-эль-Хали («Пустая четверть») — так назвали древние арабы эту огромную пустыню Аравийского полуострова.

Позади, на пологом холме — груда серых вытянувшихся ввысь строений. Мариб. В этом йеменском городе живет всего 800 человек. Они водят караваны верблюдов и на поливных землях выращивают просо-дурру и кукурузу. На однообразно сером фоне выделяется ярко-зеленое пятно: во дворе дома местного губернатора растут две пальмы и несколько банановых деревьев. У подножья холма — военная крепость.

Мы едем к Марибской плотине — одному из самых замечательных сооружений древности.

Глядя на это безбрежное море песка и камня, кое-где усеянное обломками плит, капителями разбитых колонн, очень трудно представить, что когда-то этот край был цветущим садом.

В древнейшие времена на юге Аравийского полуострова возникали, развивались и погибали государства: Минейское и Сабейское царства, Катабан и Химьяритское. Здесь проходили караванные пути, по ним в Палестину, Египет, Вавилонию и Персию везли мирру, ладан и другие благовония. Только здесь, в Южной Аравии на узкой полосе от Персидского залива до Красного моря, росли деревья, из затвердевшей смолы которых приготовляли эти благовония. Без них не обходились многие религиозные церемонии, они считались у древних народов даром богов. Поэтому-то и места, откуда привозили их, считались священными.

Наш грузовик, поднимая за собой хвост белесой пыли, медленно движется вдоль сухого русла небольшой речушки Вади-Дана.

— Плотина там, за этой горой, — говорит, показывая на виднеющийся впереди холм, один из наших спутников, молодой бедуин из племени эль-абида, живущего в окрестностях Мариба.

Он стоит на подножке автомашины, держась одной рукой за борт кузова. Длинные волосы бедуина, борода и брови покрыты тонкой белой пылью. Он похож на Деда Мороза, только вместо традиционного мешка с подарками на плече у него висит старая бельгийская винтовка — ствол заткнут деревянной пробкой, затвор и магазин заботливо обернуты серой тряпочкой.

Мне не раз приходилось слышать и читать о Марибской плотине, построенной 2 700 лет назад. Это было очень большое по тому времени гидротехническое сооружение. Высокая дамба километровой длины перегораживала реку Вади-Дана. Ее воды орошали фруктовые сады и поля, раскинувшиеся на несколько километров вокруг города. В начале нашей эры плотина разрушилась, вода ушла, а вместе с водой ушла жизнь.

...Мы стоим у склона горы Балак-эль-Кибли. Перед нами небольшая дамба, сложенная из узких базальтовых плит, и невысокое, сооружение для слива воды из водохранилища в отводный ирригационный канал. На противоположном берегу угадываются очертания башни другого канала. Это все, что осталось от древнего оросительного устройства. Воздух звенит от стрекота цикад, большие голубые ящерицы перебегают от камня к камню, смешно припадая на передние лапки. Кроме нас, здесь ни души.

Еще несколько километров пути по пустыне, и мы подъезжаем к храму Аввам, который тоже был ровесником древнего Мариба, одной из столиц Сабейского царства.

Часть скульптур и барельефов, украшавших храм, сейчас хранится в небольшой темной комнате Марибской крепости. Они сделаны с большим мастерством. Среди них изображение бычьей головы, которая символизировала Иллумкух, богиню Луны — в честь ее и был построен храм Аввам. Голова быка украшала алтари, на которых курились благовония и приносились в жертву животные.

В той же комнате сложены известковые плиты, на них древние скульпторы высекли ячменные колосья, фигурки баранов. Красив алебастровый барельеф, изображающий богиню плодородия — женщину, сидящую перед тяжелыми виноградными гроздьями.

Однако в крепости собрана лишь небольшая часть того, что было найдено в руинах древнего Мариба. Великолепные коллекции предметов культуры древней Аравии хранятся в парижских музеях. Западные путешественники, которым удавалось в прошлом посетить Мариб, за бесценок скупали эти находки у бедуинов, отыскивавших их в развалинах минейских и сабейских городов в Руб-эль-Хали. Реакционные имамы, правившие Йеменом до сентября 1962 года, внушали народу мысль, что только с принятием мусульманства он обрел «настоящую культуру», и варварски разоряли и разрушали памятники старины. Так, например, мы видели в стене крепостного колодца, в стенах и полу марибской гостиницы... уникальные камни с сабейскими письменами.

Республиканское правительство взяло под охрану все памятники старины. Ценные рукописные книги, обнаруженные во дворцах свергнутого имама и его пособников, переданы во вновь созданную национальную библиотеку.

Руб-эль-Хали еще хранит много тайн. К юго-востоку от Мариба лежат развалины храма Марибам, построенного около 2 700 лет назад. В северо-восточных районах Руб-эль-Хали сохранились руины минейских и сабейских городов — сообщения о них иногда приносят случайно забредшие туда бедуины. Кто знает, быть может, в скором времени здесь будут сделаны важные археологические открытия.

О. Герасимов

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения