Над «Моной Лизой», или «Портретом госпожи Лизы дель Джокондо», Леонардо да Винчи предположительно работал 16 лет, с 1503 по 1519 год. Некоторые специалисты считают, что картина так и осталась незавершенной. По наиболее популярной версии, на ней запечатлена Лиза Герардини — третья жена Франческо дель Джокондо, торговца тканями из Флоренции.
«Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, дает возможность постичь это наилегчайшим образом, — писал в XVI веке биограф художников Возрождения Джорджо Вазари, — ибо в нем воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи». Благодаря такой детализации здесь есть где развернуться экспертам, год за годом открывающим все новые и новые черты в облике госпожи Джоконды.
О картине
«Тонкий, постепенно расширяющийся нос с нервными, трепетными крыльями — нежно-розовыми ноздрями… Великолепная подробность для понимания Джоконды: у нее, может быть, не очень хороший слух, иначе уши ее не были бы закрыты ниспадающими волосами, она больше бы дорожила слуховыми впечатлениями, глаза ее смотрят неопределенно, но у нее тонкое обоняние, которое часто соединяется со слабым восприятием другого рода впечатлений. Ее чувственно волнуют запахи, но она не отзывчива на страдания живых существ. Чтобы сострадать, нужно отчетливо видеть и чутко слышать»
Критик Аким Волынский
Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза — совершенство и улыбка ее прекрасна загадочностью. Однако результаты изысканий некоторых специалистов заставляют согласиться с мнением художественного критика Акима Волынского, который на рубеже XIX–XX веков писал: «Чем-то болезненно вырождающимся веет от этого лица, и чувствуется, что эта женщина обладает скрытыми недугами».
Ее знаменитая улыбка, считает Волынский, — «это неподвижная гримаса, неприятная, раздражающая, придающая всему лицу Джоконды, при его общей некрасивости, оттенок какого-то особенного уродства, невиданного в искусстве ни до, ни после Леонардо да Винчи… Мрачный гений витает над этим портретом. Несмотря на светлые, весенние тона пейзажа, Джоконда кажется вышедшей из темного подземелья».
«Вокруг света» собрал мнения экспертов-медиков, заинтересовавшихся здоровьем Джоконды. Понятно, что для врачей нет здоровых пациентов, а есть только недообследованные, но тем интереснее предположения специалистов. Кстати, вскоре появится возможность проверить их гипотезы.
В 2012 году итальянские ученые нашли несколько скелетов в склепе монастыря Святой Урсулы во Флоренции, где была похоронена и Лиза Герардини, умершая в 1542 году. В настоящий момент специалисты проводят анализ ДНК останков, чтобы определить, какой из скелетов мог принадлежать Джоконде.
1. Улыбка. Как считает американский искусствовед и одновременно стоматолог Джозеф Борковски, героиня портрета, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так „улыбается“ именно из-за того, что произошло с нею, — считает эксперт. — Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».
2. Брови у Джоконды отсутствуют. Обычно это объясняется модой того времени выщипывать волосы над глазами и на лбу, но американские врачи Леон Голдман и Аллен Уордвелл полагают, что Мона Лиза страдала алопецией — частичной потерей волосяного покрова на теле и голове.
3. Глаза. Как считает английский офтальмолог Клайв Найс, взгляд Джоконды не сфокусирован, проще говоря, она страдала косоглазием.
4. Узелок на коже между левым веком и носом, по мнению канадского историка и врача Клода Шинпеля, говорит о том, что Лиза Герардини страдала от избытка в крови холестерина — свидетельство неправильного питания.
5. Руки. Профессор Жан-Жак Конте, специалист по микрохирургии рук, и Анри Греппо, терапевт, занимающийся болезнями позвоночника, считают, что правая рука на портрете Леонардо не опирается на левую. Она просто безжизненно покоится на ней. «Либо по причине судороги, — поясняет Греппо, — либо потому, что она короче другой. Я встречал людей с аналогичным дефектом. Мы считаем, что речь идет о гемиатрофии (уменьшении размеров) правой половины тела».
6. Пальцы. Датский врач Финн Беккер-Кристенсен обратил внимание на их непропорциональность, которая, по его мнению, является одним из признаков врожденного идиотизма. Об этом же свидетельствует и очень выпуклый лоб. Он также призывает обратить внимание, что Джоконда правой стороной лица улыбается, а левой гримасничает. Такая асимметрия свидетельствует о серьезных нарушениях в эмоциональной сфере.
ХУДОЖНИК
Леонардо да Винчи
1452 — Родился в семье богатого флорентийского нотариуса.
1470–1472 — Обучался в мастерской Андреа дель Верроккьо.
1474–1478 — Работал в разных техниках: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо; экспериментировал со светотенью («Благовещение», «Мадонна Бенуа»).
1482–1500 — Служил военным инженером у правителя Милана Лодовико Сфорца, расцвет творчества («Мадонна в скалах», «Тайная вечеря»).
1500–1519 — Путешествовал по Италии и Франции («Иоанн Креститель», «Св. Анна с Марией и младенцем Христом»).
1519 — Умер в замке Клу (Турень, Франция).
Материал опубликован в октябре 2013, частично обновлен в октябре 2024