Южная Эфиопия. Долина реки Омо. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория, еще недавно нетронутая цивилизацией, теперь пересечена дорогами. Воины коренных племен выходят с палками вместо автоматов защищать право жить на земле отцов. «Оставьте в покое нас и наших коров», — говорят они
Все началось несколько лет назад с возведения каскада плотин на реке Омо. Одна из строящихся гидроэлектростанций — Gibe III — должна стать крупнейшей в Африке, удвоить энергетический потенциал Эфиопии, а также принести немалый доход в государственную казну. Часть полей, веками принадлежавших местным племенам — боди, мурси, сури, дасанеч, хамер, каро и другим, — будут затоплены, другая часть высохнет. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО, правозащитные и экологические организации разных стран мира выступают против пуска электростанции, которая грозит разрушить экосистему в низовьях реки Омо, привести к изменению климата и образа жизни 200 000 коренных жителей. Они отличаются от обычных эфиопов, городские считают их дикарями, ведь члены племен до сих пор уродуют свою кожу шрамами, обмазывают тела глиной, вставляют в губу диски, удаляя передние зубы. Они поддерживают традиции кровной мести, их мальчики становятся настоящими мужчинами только после убийства врага. Их мужчины, обнаженными, с редкостной жестокостью бьются на длинных шестах. Они покупают жен за 25 коров и автомат Калашникова…
Найти калашников не проблема (оружие нелегально поставляется из Южного Судана). Проблема — не иметь его. Надо защищать угодья и стада от враждебных соседей. Суданские топоса нападают на сури, кенийские туркана сражаются с дасанеч, эфиопские племена также постоянно враждуют между собой. У правительства в такой ситуации всегда есть повод для вмешательства с применением оружия.
В регионе расквартировано 2000 солдат. Правительство силой сгоняет коренных жителей долины с их земель в новые поселки, выделяя по полгектара земли на семью. Но у каждой семьи в среднем по 50 коров-кормилиц, которым нужны пастбища. Скотоводы и земледельцы, те, кто не могут противостоять властям, вынуждены покинуть свои земли, другие — воины — прячутся в лесах и горах с оружием.
Пастух сури жалуется: «Они отвели воду на свои плантации, и нашим животным нечего пить, не говоря уже о нас. Коровы дают меньше молока, и иногда нам приходится пить только кровь». Для того чтобы «добыть» кровь коровы, вену на ее шее прокалывают стрелой, выпущенной из лука с близкого расстояния. Под бьющую струю подставляют чашку, выдолбленную из тыквы. В это время воин гладит голову животного, извиняясь за причиненную ему боль. Когда набирается нужное количество крови, ранку замазывают глиной. Это старый обычай, от которого коровы якобы не страдают. Животное — это святое.
Правительственный план предполагает переселение людей в новые деревни, где у них будет возможность и обучаться, и лечиться. Пытаясь заставить замолчать противников программы, правительство заявляет, что орошаемые водой из Омо плантации хлопка, сахарного тростника и кукурузы дадут 150 000 рабочих мест для коренных жителей. И многие из них действительно начинают работать — за 30 евро в месяц. Потому что выбор невелик — или изгнание с земель, или работа на плантациях. Где хотя бы можно заработать на корову, на кровь и молоко.
Фото: Эрик Лаффорг