Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

По направлению к сванам: как живут грузинские горцы

Один за всех, и все за одного. Каждый — часть большой семьи. По такому принципу живут сваны, оберегающие ценности рода так же тщательно, как и свободу

25 апреля 2024Обсудить

КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
Сваны

Проживают в Сванетии — высокогорном районе на северо-западе Грузии и частично в Абхазии. Численность оценивается в 80 000 человек. Сваны столетиями были изолированы от внешнего мира, благодаря чему сохранили свои обычаи и язык. Сванский принадлежит к картвельской группе кавказских языков.

По направлению к сванам: как живут грузинские горцы

Ушгули — самая высокогорная деревня Грузии и одно из самых высокорасположенных постоянных поселений в Европе (2200 м над уровнем моря)

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

ГЕРОЙ
Гигла Парджиани

Родился в 1974 году в Сванетии, в общине Латали, где живет и сейчас. Окончил Новосибирский архитектурно-строительный университет. Основатель негосударственной организации «Ассоциация возрождения и развития Сванетии „Латали“» и сельскохозяйственного товарищества. Вместе с женой, Ксенией Парджиани, занимается развитием культурного туризма. Имеет двух дочерей*.

*Информация о герое приведена по состоянию на 2013 год

«Главное для нас — свобода»

По направлению к сванам: как живут грузинские горцы

В школах сваны обучаются на грузинском языке, а между собой разговаривают на сванском

Источник:

Олег Панфилов

Нас легко вычислить по фамилии. У сванов она оканчивается на -ани. А еще у нас нетипичные для Грузии светлые волосы и глаза. Я верю, что именно в Сванетии живут те грузины, чья кровь не смешалась с кровью тюрков и других завоевателей.

Язык у нас тоже свой. Он совсем не похож на грузинский, на котором преподают в школах нашим детям. Мы всегда разговариваем с грузинами на государственном языке, с русскими — на русском, а между собой — на сванском.

Главное для нас — свобода. Нами никогда никто не управлял, сванов не подчиняли князья, не порабощали феодалы и враги. Мои предки выбрали независимую жизнь вдали от цивилизации. Потому часто Вольную Сванетию (она же Восточная Сванетия — территория от Латали до Ушгули) справедливо называют «сообществом свободных кланов».

Символ нашего края — сванские башни. Их возводили в VIII–XIII вв., в основном для обороны. Сейчас они превращаются в туристические достопримечательности. Но до сих пор эти высокие каменные сооружения защищают нас от лавин: как волнорезы, «срезают» силу снежных ударов. А когда-то с башен оповещали соседей об опасности, в них прятали церковную утварь, которую свозили со всей страны во время вторжений неприятеля. Семьями укрывались в башнях от врагов.

Сванские земли были разделены между общинами. В общине они распределялись по кланам, а внутри кланов — между семьями. Я происхожу из древнего рода Парджиани. Первые упоминания о нем датируются XII веком, и связаны они с именем великой царицы Тамары, которая по пути в летнюю резиденцию в Ушгули останавливалась на ночлег в доме моего далекого предка Вахтанга Парджиани. Как и он, я тоже живу в Латали. Вот уже 39 лет живу, не считая периодических выездов в другие страны.

«У каждого мужчины должен родиться сын»

Было время, я покинул свой край и устроился работать в России. Там познакомился с Ксенией, которую в итоге перевез в родной дом, когда осознал, что в Сванетии я вижу будущее семьи. У меня пока две дочери (с 2013 года в семье Парджиани родились еще двое детей. — Прим. Vokrugsveta.ru), но вообще сванские семьи многодетны. Обычно к 30 годам мужчина имеет уже троих детей. Пятеро в семье не предел, иногда бывает и десять.

Под одной крышей живет сразу несколько поколений, как в старые времена. Наши предки жили в мачуби — просторном каменном доме с одной комнатой, в центре которой горел очаг. Зимой к большому семейству присоединялся и скот, чтоб всем вместе было теплее. Сейчас у нас, конечно, дома современные, оснащены всей техникой, а животных мы переселили во двор.

У каждого мужчины должен родиться сын. Он унаследует дом и земли. Дочери всегда переезжают в дома мужей, а это значит, что, если нет сына, отчий дом обречен на разрушение. Знаю случаи, когда мужчины брали вторую жену, если первая не могла родить мальчика. Но это скорее исключение, чем правило. На традиционном сванском застолье третий тост посвящается святому Георгию, покровителю Грузии. Во время этого тоста мы желаем сына тем, у кого его еще нет.

Я работаю много, как и большинство соплеменников. Нам всегда есть чем заняться: выгнать коров на пастбище, почистить сарай, построить забор, заготовить дрова на зиму. Наши женщины трудятся не меньше. На их плечах дом и кухня. Мы и детей приучаем работать. Дочери помогают убираться и готовить, а сыновья все лето пасут скот на горах. Поэтому среди местных мужчин так много альпинистов. Мы чувствуем себя на вершинах как дома!

«Здесь хлеб не покупают в магазинах, а пекут сами»

День начинаю в шесть утра с овсянки со сванским медом — самым вкусным в мире. С раннего утра женщины замешивают тесто — здесь хлеб не покупают в магазинах, а пекут сами. Средняя семья из 6–7 человек съедает около 10 лавашей в день. Когда тесто замешано, женщины доят коров и готовят сыр и мацони из парного молока.

По направлению к сванам: как живут грузинские горцы

Слева: Считается, что души умерших живут с родственниками бок о бок и решают, кого забрать с собой, поэтому во время Недели духов их задабривают едой и тишиной
Справа: Сваны — глубоко верующий народ. Они еженедельно посещают церковь и живут по христианским канонам

Источник:

ТЕМО БАРДЗИМАШВИЛИ/GRINBERG AGENCY, REMI BENALI/CORBIS/FOTO S.A.

Возле домов мы выращиваем горные травы. Для них выделяем почетный угол в саду. Кинзу, уцхо-сунели, имеретинский шафран добавляем в традиционные блюда и в сванскую соль. Ту самую, которую перемалывают 2–3 часа в большой деревянной ступке вместе с травами и специями, растущими только в Сванетии.

Это особое искусство и особая традиция, которая передается из поколения в поколение по женской линии, вместе со ступкой. Нашей уже 400 лет.

«Кровная месть помогает сохранить порядок»

Сваны похожи на сицилийцев. Нам всегда была свойственна кровная месть. Она могла разгореться из-за оскорбления или земли. История знает пример, когда вендетта между двумя кланами продолжалась более 300 лет, и за это время было убито по 12 человек с каждой стороны.

По направлению к сванам: как живут грузинские горцы
Источник:
Zoonar

Мой народ считал, что кровная месть помогает сохранить порядок в крае. Страх смерти силен, тем более что за преступления могла быть наказана вся община. Потому мы несем ответственность за поступки не только перед собой, но и перед предками и будущими детьми. Хотя сегодня былые обиды люди в основном заглаживают деньгами или скотом.

Все меняется… Мать, которой сейчас 73 года, часто рассказывает, какой была Сванетия в ее детстве — без электричества и дорог. Как 500 лет назад. А сейчас мы одеваемся, как и все, живем в домах с удобствами. В 2011 году сюда проложили прекрасную дорогу из Зугдиди, в поселке Местиа построили аэропорт, откуда можно добраться до Тбилиси. Жизнь стала другой. Поэтому важно не потерять самое ценное — наши традиции.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2013, частично обновлен в апреле 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения