Среди степей на юге Забайкалья возвышается небольшой, но очень живописный скальный массив Адун-Челон. В переводе на русский «адун» означает табун, а «челон» («шелун») — камень. Вместе получается «Каменный табун». Возможно, когда-то кочевники увидели вдали гряду скал, напомнившую им пасущихся коней, и так родилось имя места, которое уже не одну сотню лет привлекает внимание геологов и путешественников.
Самоцветы Адун-Челона
Гигантские останцы, похожие на дворцы и пагоды, стоят среди моря трав. Они молчат, словно хранят какую-то известную им одним тайну.
Один из секретов Адун-Челона раскрыл в 1723 году нерчинский казак Иван Гурков, обнаруживший в горе Шерловой аквамарины и топазы. Шерловая гора была известна под названиями Тут-Халтуй и Адун-Челон, а позже Адун-Челоном стали называть и находившийся неподалеку гранитный массив Кукусыркен, где также были найдены цветные камни.
Берг-коллегия, отвечавшая за управление горнорудной промышленностью, велела выдать Гуркову пять рублей. Правда, заслуженную награду он не получил. После открытия Гуркова сотни старателей пытались отыскать новые сокровища Адун-Челона. Некоторым из них везло: они добывали у подножия скал крупные кристаллы дымчатого кварца, топаза, горного хрусталя, шерла. Иногда искателям попадались образцы чередующихся между собой дымчатого кварца и желтого полевого шпата, которые напоминали тигриную шкуру. Такие самоцветы именовались тигровиками, а места их добычи назывались «ямами тигрицы».
Однако правительство не спешило организовывать систематическую разработку Адун-Челонского месторождения, и добыча ювелирного сырья некоторое время велась нерегулярно. В 70-е годы XVIII века сокровища Шерловой горы добывались силами администрации Нерчинских заводов. В тот период Адун-Челонский кряж посетили известные путешественники Иоганн Георги и Петр Паллас. В 1788 году знаменитый французский минералог Евгений Патрэн сообщил, что в Адун-Челоне флюорит, вольфрамит и даже изумруды.
Много сил и времени на организацию добычи и систематических поисков самоцветов в Забайкалье потратил выходец из французских дворян, начальник Нерчинских заводов Егор Барбот де Марни. В докладе, представленном Нерчинской горной экспедиции в 1797 году, он предложил «послать известных знающих людей к собранию пород агатовых, сердоликовых, халцедоновых, ониксовых и сардониковых, и что ими добыто будет хранить в руках надежного человека пока здесь возможность откроется их обрабатывать, и достойные пересылки высочайшему кабинету доставлять».
В мае 1797 года Нерчинская горная экспедиция отправила на Адун-Челон две поисковые партии. Вслед за ними выехал опытный гиттенфервалтер (горный чин 10-го класса в Российской империи) Хоппе, который обнаружил в горе Тут-Халтуй серебро и оловосодержащие руды. Это открытие дало Барботу де Марни дополнительный повод просить правителя Иркутского наместничества генерал-майора Михаила Арсеньева передать Адун-Челон в ведомство заводов. Эта просьба была удовлетворена, и с тех пор на Адун-Челоне ежегодно работали старательские партии.
Порой в Адун-Челоне находили потрясающие минеральные сокровища. Так, выдающийся ученый и революционер Петр Кропоткин упоминал о найденном в этих местах громадном кристалле самоцвета без трещинок.
В 1828 году Адун-Челон изучал Александр Иванович Кулибин, сын прославленного механика-самоучки. В результате он разделил географические понятия Адун-Челон и Шерловая гора. В 1853 году рабочий Жильцов сделал слепки гор Адун-Челона. Их осмотрел генерал-губернатор Муравьев-Амурский, который приказал отослать слепки в Иркутский музей. Сейчас этих экспонатов в музее нет: его фонды были уничтожены пожаром в 1872 году.
Легенды «Каменного табуна»
Со многими адун-челонскими скалами и вершинами связаны легенды. Например, бурятское предание гласит, что когда-то давно дочь Бубэй-батура Балджин-хатун бежала от своего мужа. Спасаясь от погони, она долго гнала своего скакуна. Когда конь стал уставать, беглянка бросила на Адун-Челоне свое седло. Гора, у которой это случилось, называется Алтан-Эмель — «золотое седло». Издалека она действительно похожа на седло.
Два века назад на Адун-Челоне можно было увидеть не только лошадей, но и стада верблюдов. Кроме того, на склонах хребта паслись дзерены и исчезнувшие в Даурии бараны аргали.
С Адун-Челоном связано множество интересных историй. Изучая их, убеждаешься, как много других загадок по-прежнему хранит «Каменный табун».