США, Гарден-Гров
Хрустальный собор, 1980
Самое большое в мире сооружение из стекла способно выдержать землетрясение в восемь баллов. Более 10 000 зеркальных панелей прикреплены силиконовым клеем к стальному каркасу. Еще пять лет назад (в 2010 году — прим. Vokrugsveta.ru) храм принадлежал протестантской общине, но в ноябре 2011 года его купила римско-католическая епархия. Через несколько дней итальянская газета La Stampa опубликовала фотографию Хрустального собора, призвав положить конец церквям в «гаражном стиле», подрывающим основы католической веры. Но папа благословил покупку. Внешне собор менять не будут, а вот название Crystal Cathedral аккуратно скорректируется до Christ Cathedral (то есть собор Христа).
Колумбия, Сипакира
Соляной собор, 1995
Уникальный храм построен на 200-метровой глубине в туннеле соляной шахты. Архитектурные детали, барельефы и скульптуры святых выполнены из каменной соли и мрамора. Купол, монументальный крест, три нефа, посвященные рождению, жизни и смерти Иисуса Христа, сияют разноцветными огнями. Коридоры ведут к многочисленным часовням и к старой подземной церкви Богородицы Царицы Святого Розария. В 2007 году сооружение заняло первое место в конкурсе чудес Колумбии.
Испания, Мадрид
Приходская церковь Санта-Моника, 2008
Здание в стиле хай-тек архитекторы охарактеризовали как «взрыв, замороженный в мгновение после детонации». Особенно выразителен задний фасад. Торчащие в разные стороны выступы с окнами на концах символизируют не только тягу верующих к свету, но и стремление католицизма идти в ногу с прогрессом.
Ливан, Джуния
Базилика Богоматери Ливанской, 2003
Храм поставлен за внушительной статуей Богоматери на горе Харисса. Через стеклянный фасад все находящиеся в базилике — а их может быть более 4000 человек — видят эту статую.
Великобритания, Ливерпуль
Метропольный собор Христа-Царя, 1967
Ливерпульский собор вмещает 2000 человек. Диаметр основания здания — 59 метров. Алтарь находится в центре, чтобы как можно больше людей могли видеть происходящее во время мессы. Коническую конструкцию подпирают 16 модернистских контрфорсов, которые наверху переходят в зубцы короны-башенки, состоящей из разноцветных витражей. Четыре колокола расположены над входом в храм, в простенках.
Бразилия, Бразилия
Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, 1970
Архитектор Оскар Нимейер вдохновлялся формами Ливерпульского собора (см. № 5): созданная им изящная конструкция состоит из 16 гиперболических колонн, символизирующих воздетые к небу руки. Все пространство между колоннами заполнено витражами, сквозь которые поступает столько света, что в дополнительных источниках нет необходимости. К этому свету люди идут через длинный темный коридор.
Германия, Вахендорф
Капелла брата Клауса, 2007
Сначала поставили «шалаш» из сосен, затем залили его бетоном, а дерево сожгли. Внутри 12-метровой церкви — обугленные стены. Основной источник света — дыра в потолке микропантеона, там, где была верхушка «шалаша».
Мексика, Мехико
Новая базилика Девы Марии Гваделупской, 1976
Круглое здание диаметром 100 метров способно вместить 10 000 человек, а при открытых верхних часовнях — в пять раз больше. В центре зала находится величайшая святыня мексиканцев — образ Девы Марии Гваделупской, который виден из любой точки храма.
США, Колорадо-Спрингс
Кадетская часовня Академии ВВС США, 1962
Гигантская «избушка» с 17 шпилями составлена из 100 одинаковых тетраэдров на стальном каркасе. Длинное ребро каждого составляет 23 метра, вес — около пяти тонн. Тетраэдры, образующие шпили, покрыты алюминиевыми панелями, а те, что между ними, — цветной стеклянной мозаикой. Все пространство часовни разделено на зоны для разных конфессий. Внизу — католическая, иудейская и маленькая для буддистов. Верхний этаж отдан протестантам. Есть комнаты без религиозной атрибутики, где обычно молятся мусульмане. В каждую зону ведет отдельный вход, чтобы верующие друг другу не мешали. На открытом воздухе рядом с храмом устроено святилище для неоязычников — двойное кольцо из валунов «Соколиный круг».
Италия, Рим
Церковь Милосердного Бога Отца, 2003
Храм построен в форме корабля — прибежища для души. Три паруса символизируют Святую Троицу. Все внутреннее пространство пронизано светом, который каскадом, по задумке архитектора Ричарда Майера, льется и сверху, через стеклянную крышу, и с боков, и даже через узкую щель на уровне пола. Летом во второй половине дня он падает прямо на распятие. «Свет солнечных лучей служит мистической метафорой присутствия Бога», — говорит архитектор. Белоснежный цвет бетона поддерживает содержащийся в нем диоксид титана, который, по словам директора фирмы-поставщика Italcementi, расщепляет вредные вещества в воздухе.
Франция, Эври
Собор Воскресения, 1995
Архитектор Марио Ботта вдохновлялся византийской архитектурой с характерными для нее округлыми формами и использованием сырого кирпича. Здание собора выполнено в форме усеченного цилиндра. По периметру скошенной овальной крыши высажены 24 липы. Они символизируют 24 часа в сутках, а заодно 12 колен Израилевых и 12 апостолов. Стеклянная крыша опирается на несущий металлический треугольник, символизирующий Троицу.
Австрия, Вена
Храм Святой Троицы, 1976
Поначалу конструкция из 152 асимметрично расположенных бетонных блоков разных размеров вызывала у местных жителей негодование, но со временем они смирились и даже стали называть церковь храмом Вотрубы — по имени архитектора.
Португалия, Фатима
Базилика Пресвятой Троицы, 2007
Сверху церковь выглядит как огромная таблетка. Внутри — квадратный зал со скамьями, рассчитанными на 8600 человек. Стены украшают мозаики, изразцы и цитаты из Библии на 25 языках.
Доминиканская Республика, Игуэй
Базилика Богоматери Альтаграсии, 1971
Венчающая церковь причудливая арка в форме игольного ушка, предположительно, символизирует то самое ушко, через которое, согласно Иисусу Христу, легче пройти верблюду, чем «богатому войти в Царство Божие».
Германия, Фельберт
Паломническая церковь Марии Царицы Мира, 1968
Церковь, спроектированная Готфридом Бёмом, — один из крупнейших паломнических центров Европы. Внешне похожий на скалу или гигантский кристалл, внутри храм производит впечатление огромной рыночной площади.
Франция, Роншан
Капелла Нотр-Дам-Дю-О (Девы Марии на высотах), 1955
Здание, напоминающее экзотический гриб, мастерски вписано в пейзаж. Задумывая проект, Ле Корбюзье вдохновлялся, однако, не грибами, а формой панциря краба, подобранного им на пляже Лонг-Айленда. Отсюда изящно изогнутая крыша. Свет проникает внутрь храма под разными углами благодаря расположению окон на южной стене. Оно кажется свободным, но на самом деле в основе — принцип золотого сечения.
Фото: Vivian Chen / Alamy / Legion Media (в анонсе), Alamy / Legion-media, Camara Lucida RM / Legion-media, Vicens & Ramos Estudio de Arquitectura, iStock, DPA / Legion-media, Alamy (x2), Bildarchiv Monheim, AGE Fotostock / Legion-media, Alamy (x3), Hemis / Legion-media, Alamy (x2), Hemis / Legion-media
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2015