Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Архив: Камса. Очерк

Обсудить

1931, февраль

Архив: Камса. Очерк

Короткая телеграмма из Севастополя: «5 января 1931 года к Ялте подошли громадные стаи азовской камсы. На промысел вышли все рыбаки из Севастополя и Балаклавы».

…Темная непроглядная ночь легла на море. На востоке маячит светлая движущаяся полоса. Поверхность моря искрится фосфорическим светом, как бы излучаемым из морских недр. Это сияние исходит от маленькой серебристой камсы, чрезвычайно богатой фосфором. Камса огромной массой движется из Азовского моря к южному берегу Крыма для метания икры. Таким самосвечением камса привлекает своих врагов. За светящейся вкусной рыбкой черною тучей несется масса воздушных и подводных ее истребителей.

В стае пернатых хищников с клекотом и громким хлопаньем крыльев реют над морем бакланы — тяжеловесные прожорливые морские гуси, на лету клювом и когтями выхватывающие из воды обильную добычу. За гусями с гортанным криком несутся белогрудые гагары и, грациозно приседая над зеркальной поверхностью моря, набирают полные клювы рыбы.

Между ними грузно шлепают по воде неуклюжие, жирные птицы «питоны», с необычайной жадностью пожирающие камсу. Самым яростным истребителем камсы является дельфин, сильный, подвижный и прожорливый хищник, прозванный «морской свиньей». Крупное млекопитающее из отряда зубастых китов, дельфин не может, подобно рыбе, долго находиться в воде без воздуха. Поэтому он минут на десять ныряет в воду, врезывается под водой в плотную массу движущихся рыбок и жадно поглощает их, пока необходимость подышать воздухом не заставит его сделать прыжок над поверхностью моря. Такое нырянье в самую гущу живой пищи морская свинья без устали проделывает до тех пор, пока не нажрется до отвала…

Огромна и пестра стая подводных истребителей камсы. Здесь и гигантская белуга, и деликатесная скумбрия, и массивый жирный лабан, и нежная кефаль, и плавающая на боку одноглазая камбала, и множество других водяных хищников. Даже десятиногие морские раки охотятся на камсу; они, впрочем, предпочитают лакомиться недоеденной, израненной или уснувшей рыбой.

Прихода камсы с волнением ожидают местные рыбаки, охотники и все прибрежное население южного Крыма и некоторых пунктов Азовского взморья.

Архив: Камса. Очерк
Иллюстрация: Константин Чувашев

Лов камсы происходит ночью. Снаряженная рыбацкая и охотничья флотилия с вечера выходит в открытое море на 15–20 километров от берега. Для приманки желанной гостьи рыбаки зажигают на носах лодки смоляные факелы. Лишь только светящийся массив камсы приблизится к лодкам, в море забрасываются «камсаловы» — специальные сети в виде широкого зонтообразного мешка, снабженного металлическими кольцами-грузилами.

Лов происходит в необычайной обстановке, сильно поднимающей настроение ловцов. Факельная иллюминация позволяет видеть в прозрачной воде серебряную лавину камсы. Приход ее возвещается необыкновенным шумом. Тут и воинственные крики пернатой армии, сопровождаемые барабанным хлопаньем крыльев, и всплески воды от прыжков грузных дельфинов, и пальба охотников по крылатой дичи, и перекличка возбужденных ловцов… Умело закинутый «камсалов» каждый раз извлекает не менее 400 килограммов рыбы. В одну ночь рыбаки отдельного селения вылавливают до 300 тонн камсы. Бодрствующее неловецкое население раскладывает по берегу моря костры, на огонь которых камса устремляется к самому берегу, и тогда ее на пляже просто черпают ведрами.

На рассвете за камсой начинает охотиться и дневная птица: длиннокрылые чайки, называемые здесь рыболовами и хохотунами, дикие утки, крачки, или «мартышки».

Утром на берегу все полно камсой — и рыбачьи лодки, и мол, и гавани, и базары. В домах прибрежных жителей господствует специфический запах морской рыбы. Камсу жарят, варят, солят, тушат, сушат, вялят, коптят, маринуют, спешно всеми способами консервируя нахлынувшую массу лакомой рыбки, скоро портящейся в теплом воздухе.

В радостные дни лова камсы все на морском побережье бывают сыты. Когда богатую фосфором и белками камсу в разных видах вводят в меню столовых крымских туберкулезных санаториев, все больные быстро начинают прибывать в весе. Дельфины от камсы настолько жиреют, что в туше их трудно бывает добраться до мяса. Птицы «питоны» так объедаются по ночам камсой, что во время своего дневного сна на берегу совершенно не чувствуют, как охотники берут их голыми руками. Даже кошки и собаки, питаясь отбросами камсы на помойках, так упитываются, что уже не ловят мышей, не лают и только лениво греют на солнышке округлившиеся, разбухшие животы.

По своим вкусовым и питательным качествам наша камса не уступит французской сардинке и должна занять одно из первых мест в советских рыбных консервах. Проблема промышленного использования камсы есть первоочередная проблема рыбного хозяйства южных морей.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июль-август 2021

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения