Комедия «Иван Васильевич меняет профессию», снятая в 1973 году по мотивам булгаковской пьесы «Иван Васильевич», с успехом выдержала испытание временем — лента режиссера Леонида Гайдая входит в число самых популярных советских фильмов. Многие зрители пересматривали ее не один десяток раз и наизусть знают все реплики персонажей. Но не все поклонники картины знают, где именно проходили съемки. Об этом — в материале Vokrugveta.ru.
Краткое содержание фильма
Советский инженер-изобретатель Шурик (Александр Демьяненко) строит в своей квартире машину времени. Во время одного из экспериментов он теряет сознание… Вскоре со съемок возвращается его жена Зинаида (Наталья Селезнёва) и сообщает, что уходит к режиссеру Якину. Следом Шурика посещает управдом Иван Васильевич Бунша (Юрий Яковлев) с требованием повременить с разводом и прекратить опасные опыты в квартире.
Изобретатель, желая убедить гостя в полезности машины времени, включает ее и открывает проход в квартиру своего соседа, стоматолога Шпака (Владимир Этуш), где как раз орудует ловкий вор Жорж Милославский (Леонид Куравлёв). Затем вдохновленный успехом Шурик создает временной тоннель, ведущий в Москву эпохи Ивана Грозного, после чего Милославский и Бунша оказываются в прошлом, а царь Иван Васильевич (его также играет Юрий Яковлев) — в 1970-х.
Поняв, что Бунша очень похож на Ивана Грозного, Милославский заставляет его занять царское место. Вместе они руководят государством, принимают шведского посла, отправляют войско на войну и садятся пировать, но в итоге самозванцев разоблачают.
Тем временем настоящий Иван Грозный, пока Шурик пытается починить машину времени, знакомится с бытом рядового советского инженера и его окружением. При этом царь пытается установить свои порядки, чем возмущает соседей: Шпака и жену Бунши Ульяну Андреевну (Наталья Крачковская), которая решает, что ее супруг «допился до чертиков». Шурику всё же удается вернуть домой всех невольных путешественников во времени. Внезапно инженер приходит в себя и понимает, что все эти безумные приключения привиделись ему, пока он был без сознания.
Где проходили съемки
Ялта
Цветная часть фильма начинается со сцены, в которой жена Шурика Зина исполняет песню «Звенит январская вьюга» («С любовью встретиться»), а режиссер Якин любуется ею, сидя в кресле. Морская вода блестит на солнце, а с пирса, где проходят съемки, открывается живописный вид на город. В фильме не уточняется, где именно снимали выступление Зинаиды, хотя можно предположить, что это был город Гагра (Гагры), в который Якин собирался везти своих возлюбленных.
В реальности этот эпизод снимали в Ялте, где сегодня установлен памятник Михаилу Пуговкину в образе самовлюбленного режиссера.
Москва
Дом Шурика
Многоквартирный московский дом, в котором в фильме жили Шурик, Бунша, Шпак и другие персонажи, был построен в 1971 году. Он находится по адресу Новокузнецкая улица, 13, стр. 1 и представляет собой 14-этажку с зигзагообразными фасадами — за своеобразные контуры москвичи даже называли этот дом «пьяным». Гайдай же выбрал его для съемок, решив, что новостройка будет выглядеть символом прогресса и коренных изменений Москвы по сравнению с XVI веком. В итоге фасады дома были показаны сразу в нескольких эпизодах.
Кроме того, в том же доме на Новокузнецкой улице находился магазин «Радиотовары», в который Шурик бегал за транзисторами.
Панорама Москвы
Сцена, в которой царь выходит на балкон и, глядя на Москву 1970-х, восклицает «Лепота!», стала одной из самых запоминающихся в фильме. За несколько секунд Гайдай показал, какая огромная пропасть времени лежит между Москвой XVI и второй половины XX века.
Примечательно, что царь действительно вышел на балкон дома на Новокузнецкой улице — в самом начале на заднем плане видна церковь Папы Римского Климента, расположенная неподалеку, возле станции метро «Третьяковская».
Но потом нам показывают, что взору Ивана Грозного предстали Москва-река, Новоарбатский мост, начало Кутузовского проспекта, гостиница «Украина» и здание штаб-квартиры Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Такой вид мог открыться только с высотки на Новом Арбате (вероятно, это был дом 26), который тогда назывался Калининским проспектом. По нему же, свернув с Поварской улицы, проезжали милицейская машина и «скорая», спешившие к дому Шурика.
Ростов Великий
Все эпизоды приключений самозванцев в Москве XVI столетия были сняты в Ростовском кремле, значительная часть ансамбля которого была выстроена во второй половине XVIII века. Его белокаменные стены, большой двор, величественная колокольня хорошо подходили для того, чтобы погрузить зрителя в атмосферу давно минувшего прошлого.
В частности, именно по его крепостным стенам бегали от стрельцов Бунша и Милославский. Кстати, их попытка спрыгнуть со стены выглядит очень опасной, хотя на самом деле Гайдай, опасаясь за здоровье артистов, выбрал для трюка стену высотой менее 3 метров. При этом прыгали актеры не на землю, а в сено.
В Ростове также снимали народные волнения и выступление стрельцов на войну с крымским ханом под песню «Маруся». Сейчас уголки Ростовского кремля, запечатленные в фильме, пользуются огромной популярностью у туристов, которых порой места съемки фильма интересуют больше прочих достопримечательностей Ростова Великого.
Что же касается государевых палат и интерьеров квартир Шпака и Шурика, то они были созданы в павильонах «Мосфильма».
5 интересных фактов о фильме «Иван Васильевич меняет профессию»
Наверное, единственным человеком, которому заплатили за создание машины времени, был художник и скульптор по дереву Вячеслав Почечуев, собравший показанный в фильме диковинный аппарат. За него Почечуев получил премию в 40 рублей с официальной бумагой из бухгалтерии: «за изобретение машины времени».
На роль царя Ивана Грозного пробовались Юрий Никулин, Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Евгений Лебедев. В итоге режиссер отдал предпочтение Юрию Яковлеву.
В картине есть деталь, по которой можно определить, в какой именно год перенеслись Бунша и Милославский. Во время пира царица говорит, что ее имя Марфа Васильевна. Так звали третью жену Ивана Грозного Марфу Собакину, которая скончалась при загадочных обстоятельствах в 1571 году, всего через 15 дней после свадьбы. Правда, замуж она вышла в конце октября, а в фильме показано лето.
Песня, которая возмутила захмелевшего Буншу за столом, действительно относится к XVI веку и описывает поход крымского хана на Москву. Мы не знаем, как ее пели в то время, но в фильме она звучит очень эффектно.
Исторические костюмы, которые носят стрельцы, царь и другие персонажи, а также прочий реквизит использовались ранее в картине Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». При этом по телевизору Шурик смотрел фильм «Борис Годунов».