Медведи против леса: зачем косолапые принялись выкапывать только что посаженные деревца?

Ученые выяснили, что животные ищут в рыхлой почве

4 марта 2024

Alaska Stock Images via Legion Media

Японские специалисты по сельскому хозяйству обратили внимание на необычное поведение бурых медведей, проживающих в национальном парке «Сиретоко» на острове Хоккайдо — животные начали выкапывать деревья в искусственных хвойных лесах. Сравнив почву и деревья с этих лесных участков с образцами из естественных лесов, исследователи выяснили, почему медведи ввязались в неравный бой с насаждениями.

Как рассказывают исследователи в журнале Ecology, вопросы у бурых медведей появляются только к тем деревьям, что посадили люди — естественные леса с разнообразной растительностью они не трогают. Проанализировав образцы почвы и деревьев, ученые пришли к выводу, что причиной тому стали нимфы цикад, которых медведи выкапывают в поисках еды. Авторы исследования признают, что бурые медведи в «Сиретоко» иногда недоедают, но цикады все-таки не самая привычная пища для косолапых — обычно они предпочитают питаться лососем и орехами. Да и в естественных лесах такого поведения никто раньше не встречал.

Вопрос, почему именно искусственные леса так интересуют медведей, пока остается открытым, но агрономы уже оценили, как действия медведей влияют на растительность. Выяснилось, что копание снижает биомассу тонких корней, содержание влаги в почве и доступность азота, и это все в итоге привело к тому, что радиальный рост деревьев в выкопанных лесах затормозился.

Здесь важно упомянуть, что некогда заброшенные сельхозугодия, на территории которых сегодня располагается национальный парк «Сиретоко», местные жители и власти восстанавливают с 1970-х годов. И за все время никто из людей не знал о таком противостоянии со стороны косолапых.

Теперь ученые задумались над технологией, которая устраивала бы обе стороны. Лучше всего выглядит естественное восстановление деревьев путем распространения семян по всему лесу, как это и задумано природой, считают ученые.

Вместе с тем, мы бы не исключали, что медведи просто научились гениальной адаптации у енотов, которые благодаря своим особенностям смогли захватить мир.