В современном мире тренды задают герои соцсетей, потеснившие кинозвезд, которые были примерами для подражания с момента появления «важнейшего из искусств». На протяжении десятков лет после выхода в прокат новой ленты модницы старались найти в магазинах платье «как у Мэрилин» или заказать шляпку «как у Одри».
С тех пор утекло много воды, но образы ярких киногероев остаются притягательными и сохраняют актуальность. Редкая девушка не хотела бы выгулять платье с «американской проймой» и пышной юбкой из легкого шелка или удивить подруг ярким нарядом в стиле Кэрри Брэдшоу. А кто из мужчин не мечтал о рокерской косухе или очках-вайфарерах как у Тома Круза? Vokrugsveta.ru составил топ-7 вечно модных вещей и аксессуаров из гардероба культовых героев.
Хит №1: платье с декольте-халтер и широкой юбкой
«Зуд седьмого года»
Знаменитая актриса Мэрилин Монро за свою непродолжительную жизнь сыграла в трех десятках фильмов, но роль в комедии «Зуд седьмого года» (1955) иконизировала ее в образе блондинки, стоящей на решетке вентиляции метро с соблазнительно взлетевшей юбкой.
Комедия режиссера Билли Уайлдера, снятая по пьесе Джорджа Аксельрода, повествует о соскучившемся в браке книгоиздателе, который знакомится с сексуальной моделью, снимающей квартиру этажом выше. Белое шелковое платье с декольте формы «халтер», которое в России окрестили «американской проймой», и плиссированной юбкой девушка надела, чтобы сходить в кино с незадачливым ухажером, роль которого исполнил Том Юэлл.
Создание платья приписывают голливудскому дизайнеру Уильяму Травилле. Злые языки утверждали, что он его не шил, а купил у какой-то талантливой швеи, но эти слухи не испортили репутацию Травиллы, который еще до начала сотрудничества с Монро был удостоен премии «Оскар» за костюмы к фильму «Похождения Дон Жуана».
После смерти Мэрилин Монро то самое платье всего за 200 долларов купила актриса Дебби Рейнольдс, а в июне 2011 года оно было продано в Лос-Анджелесе на торгах аукционного дома Profile in History за 4,6 миллиона долларов (плюс миллион комиссионных). Покупатель предпочел сохранить анонимность, так что дальнейшая судьба белого платья покрыта мраком.
Хит №2: ковбойские шляпы и джинсы-клеш
Старые вестерны и сериал «Йеллоустон»
Тренд на все ковбойское возник на волне популярности первых вестернов. Собственно говоря, с вестерна Сесила Б. Демилля «Муж индианки» (1914) началась история Голливуда как всемирного кинематографического центра. Позднее идолы вроде Гэри Купера, Клинта Иствуда и выходца из Российской империи Юла Бриннера закрепили интерес к ковбойскому стилю, создав образы крутых суровых мужчин в потертых джинсах, сапогах со скошенными каблуками и шляпах-стетсон.
За возрождение интереса к ковбойскому имиджу в наши дни в ответе сценарист Тейлор Шеридан, придумавший сюжет хитового сериала «Йеллоустон», который вернул Кевину Костнеру статус кинозвезды, был продлен до пяти сезонов и оброс приквелами — «1883» и «1923».
Брутальная эстетика американских пастухов оказалась настолько киногеничной, что навсегда вошла в тренды. Поп-звезды Фаррелл Уильямс и Бейонсе в последнее время выходят в свет исключительно в ковбойских нарядах — певица подтвердила свою страсть обложкой и названием недавно вышедшего альбома Cowboy Carter.
Взлетевший в топы стримингов постапокалиптический сериал по мотивам одноименной игровой франшизы «Фоллаут» также добавил интереса к обновленному тренду: мутировавший в гуля герой Уолтона Гоггинса ни на минуту не теряет ковбойскую выправку и десятигаллонную шляпу.
Хит №3: черное платье, темные очки и жемчужное ожерелье
«Завтрак у Тиффани»
Культовый образ Холли Голайтли — героини Одри Хепбёрн в ромкоме «Завтрак у Тиффани» (1961) по повести Трумена Капоте до сих пор неизменно восхищает и вдохновляет как модных дизайнеров, так и любителей принарядиться на Хэллоуин.
Для разработки образа Холли художник по костюмам Эдит Хед обратилась к кутюрье Юберу де Живанши, и тот любезно согласился помочь, со временем став добрым другом для Одри. Дружба Живанши и Хепбёрн длилась десятилетия, обеспечив актрисе неповторимый парижский стиль, а тренду на тройные ожерелья из жемчуга, платья без рукавов и крупные солнцезащитные очки — незыблемую актуальность.
Знаменитое черное платье существует в трех экземплярах — один хранится в архивах Givenchy, другой выставлен в Музее костюма в Мадриде, а третий был продан на аукционе Christie's за 607 тысяч евро в 2006 году. Вся эта сумма была передана на благотворительность.
Хит №4: кожаная куртка-косуха
«Дикарь», «Беспечный ездок»
Благодаря фильму «Дикарь» (1953) с Марлоном Брандо в роли главаря банды мотоциклистов, не слишком уважающей законы и регулярно нарушающей покой горожан, и «Беспечному ездоку» (1969) с Питером Фондой у байкеров сформировался стиль, достойный подражания: темные джинсы, тяжелые ботинки и короткие кожаные куртки с «молнией» наискосок.
Так захотели одеваться не только те, кто ездил на мотоциклах. Косуха — редкий пример, когда одежда персонажей фильмов влияет на моду не только вне киноиндустрии, но и внутри нее: образ стал каноничным и для публики, и для костюмеров, вдохновив специалистов по стилю на впечатляющую череду экранных образов: похожие куртки в разные эпохи носили герои Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Сталлоне и Брэда Питта.
Кожаная куртка с «молнией» набок появилась на свет в 1928-м — ее автором считается один из основателей фирмы Schott Ирвин Шотт. Братья Шотт первыми вшили молнию в кожаные куртки, и их изобретение пришлось по душе летчикам и полицейским. Байкеры тоже оценили удобную застежку и плотную кожу, которая защищала при падениях и от ветра при быстрой езде.
Став воплощением нарочитой маскулинности, косуха быстро превратилась в объект желания модников на десятилетия вперед — брутальный символ свободы был в фаворе и в свете, и в андеграунде: кожаную косуху полюбили кинозвезды, рокеры, панки и даже сам король рок-н-ролла — Элвис Пресли.
Хит №5: чокер из черной бархатной ленты
«Леон»
Ожерелья-чокеры появились давным-давно — они украшали шеи придворных дам и куртизанок времен Людовика XIV — и вернулись в моду в 1990-х, благодаря выходу драмы Люка Бессона «Леон» (1994) о необычной дружбе профессионального киллера и отчаявшейся девочки Матильды. Черная бархотка с подвеской-солнышком на шее 12-летней бунтарки в исполнении юной Натали Портман стала своеобразным символом поколения.
Новый всплеск спроса на схожие украшения случился в 2010-х, и с тех пор чокеры прописались в арсенале девушек с нестандартным подходом к гардеробу и вообще внешнему виду, включая Рианну и Майли Сайрус.
Хит №6: темные очки «вайфареры» и «авиаторы»
«Рискованный бизнес», «Лучший стрелок»
Солнцезащитные очки Wayfarer («странник» или «путник» в переводе с английского) компании Ray-Ban стали неотъемлемой частью образа многих героев голливудских фильмов и сериалов с легкой руки обаятельного Тома Круза.
Модель Wayfarer была придумана для мужчин, но нашла признание и среди женщин с нонконформистским подходом к стилю. «Вайфареры» носили Джеймс Дин, Мэрилин Монро, Энди Уорхол, Боб Дилан и Одри Хепбёрн (в упомянутом фильме «Завтрак у Тиффани» она буквально не расстается с ними).
За дизайн модели отвечал Раймонд Стегеман, вдохновленный стилем модерн середины ХХ века с его тонкими четкими линиями и отсутствием вычурных деталей. В 1970-х популярность модели пошла на убыль из-за появления очков с круглыми линзами в тонких металлических оправах. И тогда маркетологи Ray-Ban додумались до гениального решения — заключить сделку с киностудиями.
С тех пор как Том Круз показался в «вайфарерах» в картине «Рискованный бизнес» (1983), продажи очков мгновенно взлетели. Дон Джонсон носил их в сериале «Полиция Майами», а Брюс Уиллис — в «Детективном агентстве „Лунный свет“», что закрепило за «вайфарерами» статус обязательного аксессуара. Влияние Тома Круза распространилось и на очки «авиаторы» того же бренда: модель Ray-Ban Aviator стала культовой после выхода картины «Лучший стрелок» (1986).
Хит №7: юбки-пачки и туфли Manolo Blahnik
Сериал «Секс в большом городе»
Повзрослевшие героини хитового проекта Даррена Стара «Секс в большом городе» (1998–2004) вернулись к фанатам в продолжении «И просто так», но созданный актрисой Сарой Джессикой Паркер образ Кэрри Бредшоу из первых сезонов легендарного сериала затмить уже не удастся.
В «классической» заставке сериала Кэрри разгуливает по Нью-Йорку в белой многослойной тюлевой юбке-пачке — кому-то она казалась слишком легкомысленной, а у других ассоциировалась с беззаботностью и шиком, которые ужасно хотелось перенять у героини. Юбка из титров была куплена костюмером Ребеккой Вайнберг в секонд-хенде всего за пять долларов, что не помешало этому предмету одежды стать символом стиля и вкуса, многократно растиражированным модными брендами.
А вот в том, что Кэрри сходила с ума по туфлям Manolo Blahnik, любила смешивать принты и многослойные узоры, носила плетеные ремни и графические футболки, а также выбирала для выхода в свет платья вызывающей прозрачности, «виновата» талантливая художница по костюмам Патриция Филд. Подход Кэрри к наполнению гардероба по-прежнему вдохновляет женщин по всему миру на эксперименты.