Ученые из университетов Кентукки и Мичигана (США) обучили искусственный интеллект расшифровывать почти утраченные надписи на древних папирусах. Программа использует компьютерную томографию и анализирует снимки, чтобы восстанавливать текст книги, которой около двух тысяч лет. Ученым известно, что там говорится полководцах Александра Македонского, которые правили после его смерти.
Исторический свиток хранился на так называемой Вилле папирусов в Геркулануме, рядом с Помпеями. В 79 г. н. э. книга обуглилась во время знаменитого извержения Везувия, уничтожившего город и окрестности. Вместе с этой книгой там хранились многочисленные труды философа Филодема (110 г. до н. э. — 30 г. н. э.). Позже все тексты были найдены, а свиток в 1804 году передан Наполеону Бонапарту и с тех пор хранится в Париже.
При попытках развернуть папирус уже в XX веке он получил дополнительные повреждения. По словам исследователей, до сих пор на нем можно было прочесть только небольшие части. Из них было ясно, что книга рассказывает о жизни империи после Александра Великого: в частности, содержатся имена династий и полководцев, сменивших царя. В их числе Селевк, который стал править на Ближнем Востоке, и Кассандр — он обосновался в Греции.
Команда решила использовать машинное обучение, чтобы расшифровать «потерянную книгу». Искусственный интеллект смог различать едва заметные или совсем не видные глазу чернила на свернутых папирусах благодаря компьютерной томографии. Теперь тысячи рентгеновских снимков анализируют для получения цифровых 3D-изображений.
«На них есть видимые надписи, поэтому мы можем сопоставить расположение чернил с точным местом для поиска этих чернил на микрокомпьютерной томографии», —
Пока многое в книге остается загадкой. Причем не только сам текст, но и его автор до сих пор не известен. Неясно и то, как она оказалась на Вилле папирусов, где хранились в основном философские, а не исторические тексты.
Исследователи предполагают, что свиток мог быть взят на время самим Филодемом, чтобы ссылаться на него при написании своей работы «О добром короле по Гомеру». В ней древнегреческий философ сравнивает царей до Александра и после него, выставляя последних в негативном свете. Возможно, так он хотел показать тогдашнему римскому губернатору Македонии пример хороших правителей.