Обувь на толстой подошве появилась в Античности, а каблук — в Средневековье
Обувь, увеличивающая рост человека, известна со времен Древней Греции, где актеры на сцене для этих целей носили котурны — деревянные или пробковые сандалии на толстой подошве.
В средневековой Европе, улицы которой утопали в грязи и нечистотах, изобрели ходульные башмаки, представляющие собой деревянные подошвы с кожаными ремнями. Их надевали на повседневную обувь сверху и называли сабо, а на Востоке подобную обувь, кабкаб, носили в бане, чтобы не обжечь ноги о горячий пол.
В Венеции, начиная с XV века, женщины разных сословий надевали очень большие платформы, иногда более 20 сантиметров высотой — цокколи (копытца).
Самые старые находки каблуков как отдельных от подошвы деталей, подпирающих пятку, археологи датируют XIV веком. Это было время увлечения знати охотой и верховой ездой. Чтобы обувь не скользила в стремени, башмачники внедрили новую технологию — начали утолщать подошву под пяткой, а затем изобрели и каблук.
Позже на распространение обуви с каблуком повлияло другое военное новшество: увеличение значимости пехоты как рода войск. Пехотинцы для дальних походов нуждались в качественных сапогах, поэтому мастера перешли на производство обуви на толстой подошве с удобным каблуком.
На Руси первые каблуки появились также в XIV веке. Как показывают археологические раскопки, их вырезали из цельных кусков дерева и вкладывали в сапог под подошву. Сверху всю конструкцию обшивали кожей.
В XVI веке появился наборный каблук, состоящий из многих слоев кожи, скрепленных металлической скобкой и подбитых подковкой. Ходить в обуви на таких каблуках было крайне тяжело, потому что еще не изобрели супинатор, а также детали, которые фиксировали стопу, например обувной язычок. Да и шили тогда без различия правой и левой ноги.
Существует версия, что русское слово «каблук» заимствовано из тюркского языка, где оно означало «пятка»
Обувь на каблуках долгое время носили только мужчины, женщины приобщились к ней позднее, уже в XVII веке. Освоив каблуки, дамы заменили их практические функции чисто эстетическими: в такой обуви спина женщины казалась более прямой, а осанка — величественной, хотя физически держать ее было сложно, ведь высота каблуков порой достигала 20 сантиметров, а носки туфель буквально упирались в землю.
Каблуки сапог и туфель красили в зависимости от моды в разные цвета: голубой, зеленый, черный. Особое значение имел красный цвет, который в странах Европы служил отличительным признаком аристократии. В XVII веке каблуки сапог стали красить в черный, красный цвет каблуков сохранился только у туфель («господин красный каблук» — так называли французских модников времен Людовика XIV).
Перед падением монархии во Франции в конце XVIII века обувь на красном каблуке носила только французская знать при дворе короля. История каблуков постоянно дополнялась новыми изобретениями. Так, в начале XVIII века создали «французский» каблук, или «голубиную лапу». Вогнутый внутрь, он создавал оптическую иллюзию, зрительно уменьшая расстояние между носком туфли и пяткой.
В ХХ веке изобрели каблук-шпильку. Кто именно придумал, неизвестно, зато мы знаем имя человека, который впервые прибил на него металлическую набойку. Это был сапожник Сальваторе Феррагамо. Его именем назван Музей обуви во Флоренции.
В ХХ веке изобрели каблук-шпильку. Кто именно придумал, неизвестно, зато мы знаем имя человека, который впервые прибил на него металлическую набойку. Это был сапожник Сальваторе Феррагамо. Его именем назван Музей обуви во Флоренции.