Эксперт.
Руслана Радчук
Научный сотрудник отдела молекулярной генетики Института генетики культурных растений (Гатерслебен, Германия)
— Могут ли гены ГМ-растения встроиться в ДНК человека?
— Известно всего несколько случаев горизонтального переноса (то есть не от родителя к потомку, а от вида к виду) генов от растения к растению, а передачи и встраивания ДНК от растений к животным не наблюдалось ни разу.
— Это хорошо, но эксперимент был бы куда убедительнее…
— Ученые отслеживали судьбу ДНК растений в пищеварительном тракте подопытных животных и обнаружили ее фрагменты в различных органах. Возник закономерный вопрос: коль скоро чужеродная ДНК попадает в органы, не может ли она попасть и в половые клетки или в плод, а значит, передаться потомству? Но дальнейшие исследования показали, что чужеродная ДНК не проникает через плаценту и не встраивается в геном плода, даже если ее вводят непосредственно в кровь беременных самок. Строго говоря, только после этих экспериментов стало ясно, что можно без опаски есть любую пищу. Ведь гены обычного картофеля могут встроиться в геном человека с той же вероятностью, что и гены ГМ-овоща.
— Противники ГМО любят говорить, что ДНК такого организма изменена искусственно, значит, его свойства отличаются от свойств «обычного».
— С точки зрения генетики, современные сельскохозяйственные пшеница или кукуруза — монстры, недостижимые вершины для биотехнологической инженерной мысли. В них намешано несколько разных геномов, они приправлены аллергенами и активными мутагенами. Да и внешне эти создания отличаются от дикого предка прежде всего гигантским размером. И эти растения — дело рук древнего человека, который не знал, что такое ДНК. По сравнению с ними ГМО как батарейки рядом с атомной электростанцией. И при этом мы всерьез обсуждаем риск утечки щелочи.
— Что опаснее для человека — ГМО или пестициды и гербициды?
— Большинство пестицидов опасны для здоровья человека, а при культивировании ГМО их нужно не так много. В прессе распространено мнение, что раз ГМО специально конструируют устойчивыми к гербицидам, значит, обрабатывают намного чаще и больше. Это неправда. Поля с трансгенными растениями поливают гербицидами не больше обычных. В то же время традиционно культивируемую сою или злаки зачастую обрабатывают гербицидами-дефолиантами (они уничтожают листья) прямо перед сбором.
— Почему сегодня на рынке так мало ГМ-растений? Где происходит задержка?
— Самая большая проблема для продвижения ГМ-растений — очень дорогие и неоправданно зарегулированные допуски. Второй момент — потенциально конкурентоспособных растений еще мало. И наконец, третье важное препятствие — потребительское неприятие. В итоге на рынке сейчас очень небольшой ассортимент трансгенных растений. И кстати, это вовсе не «пластмассовые» томаты или глянцевые яблоки из супермаркета.
Фото: GETTY IMAGES/FOTOBANK.COM (X4)
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2014