Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Автопробег: недоступная глубина Алтая

Чтобы перестать жаловаться на жизнь и научиться ее ценить, достаточно уехать туда, где эта жизнь висит на волоске, — в заповедник

Обсудить
Автопробег: недоступная глубина Алтая

Поездка в единственный в Алтайском крае заповедник в Тигиреке — не обычное путешествие. Преодолеть автомаршрут по тайге и труднопроходимым горам под силу лишь профессионалам, имеющим хорошую подготовку и техническую базу. Гарантий вернуться в назначенное время нет: даже несильный дождь может превратить узкую горную дорогу в непроходимую, и все, что остается делать, — это ждать. Ждать, пока ветер и солнце не сделают из непролазной жижи вновь некое подобие дороги. Хотя назвать петляющую между камнями поверхность дорогой сложно. Тропа то уходит под большим углом в горы, то упирается в реки. Но виды, открывающиеся из окна машины, стоят нескольких дней тяжелого пути: вольные табуны лошадей, поля, сменяющие цвета из-за разнотравья с зеленого на желтый, фиолетовый и синий.

Автопробег: недоступная глубина Алтая

Чтобы попасть в охранную зону, нужно заранее оформить допуск. Здесь развивают экологический туризм: разрабатывают радиальные выходы по охранной зоне, граничащей с заповедником. На этих землях обитает множество краснокнижных животных, а уже за воротами кордона реально столкнуться нос к носу с медведем.

Автопробег: недоступная глубина Алтая

Экспедиция

К 100-летию заповедной системы нашей страны, у основания которой стояло Русское географическое общество, готовится к изданию «Атлас государственных природных заповедников России».

Журнал «Вокруг света» побывал в охранной зоне Тигирекского заповедника в составе экспедиций барнаульского автоклуба «Алтай 4×4» и бийского «Русский экстрим», объединенных под эгидой депутата Государственной думы от Алтайского края Александра Прокопьева.

Озеро Белое

Автопробег: недоступная глубина Алтая

Находится у подножия гор. Посреди водоема — небольшой остров. По легенде, на нем чеканил фальшивые монеты крупнейший уральский промышленник Акинфий Демидов, а когда об этом узнала императрица Елизавета Петровна и выслала войска, он все монеты сбросил в озеро. Правда, клада под водой так никто и не нашел.

Тигирекский форпост

Автопробег: недоступная глубина Алтая

Памятник военно-инженерного искусства. В XVIII веке он относился к Колывано-Кузнецкой оборонительной линии. Ее охраняли драгуны, а позже казачьи части. Вокруг форпоста — Воскресенский канал (обитатели гарнизона копали его в свободное от службы время — в воскресенье).

Пещера Логово Гиены

Автопробег: недоступная глубина Алтая

В ней найдены останки животных ледникового периода. Гиены выводили здесь потомство. Приносили свою добычу и то, что смогли украсть у других крупных хищников, например у пещерного льва: бизонов, шерстистых носорогов и даже молодых мамонтов.

Разрез силура Тигирек

Автопробег: недоступная глубина Алтая

Возможность побывать на дне древнего моря, которое было здесь 440 млн лет назад. Слой за слоем берега открывают тайну формирования тектонических структур Земли. В мраморизованном известняке видны остатки кораллов, трилобитов и раковин моллюсков, обитавших в исчезнувшем силурийском море.

Тест-драйв: Toyota Mega Cruiser

Автопробег: недоступная глубина Алтая

Увидеть его на дорогах России — большая редкость. Автомобиль разрабатывался для Сил самообороны Японии, позже его адаптировали для продажи гражданским, но лишь тем, у кого есть права категории С, ведь по закону Mega Cruiser относится к грузовикам.

Автопробег: недоступная глубина Алтая

Под брезентовой крышей вдоль бортов расположены лавки-рундуки на 3–4 человека каждая, их можно трансформировать в спальные места. При своих размерах машина на удивление маневренна благодаря системе поворота задних колес 4WS. Вездеход в один прием разворачивается на 6-метровом пятачке, где даже на малолитражке пришлось бы включать задний ход, и играючи выбирается даже из самой глубокой колеи. Почти четырехтонная махина на огромных 37,5-дюймовых колесах может продвигаться в любом направлении, хоть сквозь камни и кустарники, хоть по дну реки: допустимая глубина брода достигает 1,2 метра. Последующий пуск мотора с окислившимися из-за намокания контактами на силовых проводах тоже не проблема: бортовая электросеть — 24-вольтовая.

Чтобы застрять где-либо на этом великане, нужно очень сильно постараться. А если все-таки удастся, на помощь придет лебедка.

Фото: ALAMY / LEGION-MEDIA , АНДРЕЙ КАСПРИШИН / PHOTOXPRESS.RU, © УЧАСТНИКИ OPENSTREETMAP, DATA AVAILABLE FROM THE U. S. GEOLOGICAL SURVEY, СВЕТЛАНА БОНДАРЕВСКАЯ, АЛЕКСЕЙ ЭБЕЛЬ, ПАВЕЛ ГОЛЯКОВ

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2017

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения