Автопутешествие по Карачаево-Черкесии похоже на хорошее кино с цепким сценарием и космически ярким финалом. В сюжет входишь плавно: катишь вдоль выгоревших полей, стогов сена и пирамидальных тополей, степенно останавливаешься, чтобы пропустить пастуха с десятком-другим коров, и хвалишь сам себя за то, как легко растворился в кавказском ритме жизни, неторопливом и расслабленном. Лишь белеющий вдали Эльбрус намекает: скоро начнутся спецэффекты.
Просторы пашен сменяются тенистыми предгорьями. Каждый следующий километр открывает новый захватывающий вид. За очередным поворотом вдруг вырастает красная скальная стена, и ты оттормаживаешься, обещая себе быть осторожнее на этой коварной петляющей трассе. На пути к вершине вдоволь напитываешься пьянящей смесью адреналина и горного воздуха, от чего все вокруг кажется ярче, сильнее, ценнее.
Очищенный и открытый предстаешь перед ним. БТА (большой телескоп азимутальный) — крупнейший оптический телескоп в Евразии. Здесь без антракта и титров начинается новый фильм — фантастическая сага о других планетах и далеких галактиках.
БТА
Большой телескоп азимутальный построили в 1975 году. Его зеркало диаметром 6 м два десятилетия являлось крупнейшим в мире, а размер сферического купола до сих пор остается непревзойденным.
Внедорожный участок
Извилистая грунтовая дорога пролегает по территории Марухского заказника и соединяет село Маруха со Специальной астрофизической обсерваторией РАН. На пути встречаются грязевые участки, ручьи, крутые подъемы и места с сильным диагональным вывешиванием — настоящее испытание для любого внедорожника.
РАТАН-600
Крупнейший в мире радиотелескоп с рефлекторным зеркалом, расположенный близ станицы Зеленчукской, был построен практически одновременно с БТА. Диаметр главного кольцевого отражателя составляет почти 600 м. Конструкция позволяет наблюдать как процессы, происходящие на Солнце, так и далекие галактики.
Пятигорск
Старенькие узкоколейные трамваи, деревянные дома эпохи модерна, зеленые аллеи, тихие парки и скверы. В атмосфере старинного русского курорта приятно расслабиться, искупаться в минеральных водах, обойти пять вершин и перечитать Лермонтова.
Тест-драйв Subaru XV: как часы
Девиз «Создано инженерами» роднит автомобили Subaru с телескопом БТА. Конструктивно простой телескоп спроектирован и изготовлен настолько точно, что при весе подвижной части 650 кг ее можно вращать одной рукой. Вот и кроссовер XV, опираясь на проверенные временем решения, — работает. В любых условиях, на прямых и в поворотах, на асфальте и грунте. Самое то для путешествий по России.
Подвеска XV может показаться жесткой на трассе с неидеальным покрытием, зато на серпантине машина радует цепкостью и точностью в управлении. Бесступенчатый вариатор имитирует работу классического гидравлического автомата — видимо, поклонникам марки так привычнее.
На бездорожье легкий кроссовер без заминки преодолевает крутые подъемы, броды и колеи благодаря системе X-Mode, заменяющей блокировку дифференциалов.
Адаптивный круиз-контроль, система удержания в полосе и автоматическое торможение в экстренной ситуации страхуют водителя в дальней дороге. Все электронные помощники опираются на показания двух стереокамер за лобовым стеклом, а не традиционных радаров и сонаров. Необычно, просто — и работает.
Фото: СУБАРУ МОТОР, АРЕСТОВ АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ / ФОТОБАНК ЛОРИ, THESE DATA ARE DISTRIBUTED BY THE LAND PROCESSES DISTRIBUTED ACTIVE ARCHIVE CENTER (LP DAAC), LOCATED AT USGS/EROS, SIOUX FALLS, SD. HTTP://LPDAAC.USGS.GOV, АННА КОСТЕНКО, ДМИТРИЙ СТРИЖАКОВ, EGLEKA / ФОТОБАНК ЛОРИ
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2018