Чем будут питаться космонавты во время многолетних экспедиций? Ведь у запасов выйдет срок годности

Чтобы покорить Марс и другие планеты, человечеству нужно решить много проблем, и это одна из них

30 апреля 2024

Антон Шкаплеров и Скотт Келли на МКС, 20 апреля 2015 г.

piemags via Legion Media

Сами себе повара

Специалисты по космической биологии Исследовательского центра Эймса (НАСА) придумали, как решить насущную проблему будущих длительных миссий: еда космонавтов в долгих экспедициях утратит свою питательную ценность, а завозить продукты с Земли регулярно, как это делается сегодня для МКС, будет невозможно. Ученые предложили астронавтам самим выращивать себе не только свежие овощи, но и полезных микробов для обогащения пищи. Для этого понадобятся высушенные микроорганизмы, биореактор и генная инженерия.

Как поясняют ученые, космическая расфасованная еда разрабатывалась с учетом краткосрочных экспедиций. Предыдущие исследования показали, что она теряет свои полезные питательные свойства в условиях космоса за длительное время. Поэтому сегодня исследователи ищут способы производить питательные вещества прямо на месте, во время миссии.

Команда из НАСА предложила систему, которую уже испытывают астронавты на МКС. Для этого на орбиту были отправлены небольшие биореакторы — приборы, внутри которых в процессе микробиологического синтеза смешиваются разные живые культуры и поддерживается биологически активная среда. На Земле их используют для выращивания клеток, производства лекарств и вакцин.

Как на дрожжах

В космических биореакторах хранятся высушенные микробы и пищевые среды. Предполагается, что при повторном увлажнении их можно будет «разбудить» и вырастить даже спустя годы. Что и пытаются сделать астронавты в ходе опытов.

«В биореакторах были выращены два вида генетически модифицированных дрожжей, вырабатывающих бета-каротин и зеаксантин, срок их хранения в условиях МКС составляет 3,9 года. Также испытаны четыре дополнительных типа организмов, демонстрирующих производство каротиноидов, фоллистатина, йогуртов и кефирных продуктов в биореакторах. Срок годности продуктов на основе этих дрожжей, как ожидается, составит пять лет», — рассказали в НАСА.

Астронавт Майкл Хопкинс с обедом на День благодарения в узле «Юнити» Международной космической станции.

Science History Images via Legion Media

Полученные каротиноиды потребуются космонавтам для получения антиоксидантов; фоллистатин — для восстановления тканей, при потере мышечной массы; йогуртовые культуры, кефир — для здоровья микробиома кишечника.

Ученые рассчитывают, что эти микроорганизмы, похожие на обычные пекарские дрожжи, смогут при минимальных затратах ресурсов производить не только питательные вещества и добавки. Но и, например, фармацевтические препараты, которые могли бы понадобиться космическим путешественникам вдали от дома.

Как устроено единственное в мире производство хлеба для космонавтов, читайте в этом материале Vokrugsveta.ru.