Многие до сих уверены, что космонавты во время полета вынуждены питаться в основном из тюбиков, в которых любое блюдо представляет собой однородную массу в виде пасты. Однако это представление весьма далеко от реальности. О том, как готовят еду для российских членов экипажа Международной космической станции (МКС) и какие блюда едят на орбите, — в материале Vokrugsveta.ru.
Полет Юрия Гагарина в 1961 году продолжался 108 минут. За это время ему среди прочего нужно было оценить, можно ли жевать и глотать пищу в космическом пространстве. О вкусовых предпочтениях Юрия Алексеевича не спрашивали: его рацион состоял всего из трех блюд: овощного супа-пюре, печеночного паштета и черносмородинового сока. Эти продукты производились для летчиков дальней авиации и упаковывались в специальные тюбики.
Первый космонавт смог поесть на орбите, доказав, что прием пищи в космическом пространстве вполне возможен. Теперь люди проводят в космосе по несколько месяцев, а их питанию можно только позавидовать.
Меню на 16 дней
Сегодня рацион обычного человека зачастую более скуден, чем у российского космонавта, цикл меню которого рассчитан на 16 дней. Затем блюда повторятся по кругу. Таким образом, за одну смену на МКС, которая длится 5-7 месяцев, российские члены экипажа проходят через 10-13 циклов питания.
— Завтрак, обед и ужин формируются на основании статистической оценки продуктов ранее летавших космонавтов, — рассказывает академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, действительный член Международной академии астронавтики, ведущий научный сотрудник Государственного научного центра Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Александр Никитович Агуреев. — Дополнительное питание, например легкий перекус, составляется на основании вкусовых предпочтений членов экипажа. Это делается для того, чтобы как можно меньше продуктов оставалось в отходах.
Гастрономический шик ресторанам на зависть
Более 40 видов закусок и 20 вариантов вторых блюд, различные супы, соки и фруктово-ягодные десерты — такому изобилию позавидовал бы любой хороший ресторан. Но все это разнообразие обусловлено сугубо практическими целями — летчикам-космонавтам необходимо потреблять в полете более 3000 Ккал в день, при этом все блюда должны быть сбалансированными, без красителей, но с богатым содержанием минералов и с точным расчетом КБЖУ с учетом пола, возраста и веса каждого члена экипажа.
Фуа-гра или блюда высокой молекулярной кухни в космос, конечно, не доставляют. Даже салат оливье для тех, кто встречает Новый год на орбите, — невиданная роскошь. Но и без этих гастрономических деликатесов меню космонавтов более чем достойное.
— Азу, белуга натуральная, гуляш говяжий, икра кабачковая и баклажанная, мясо куриное с мускатным орехом, пюре из кураги, радужная форель, язык говяжий с оливками, — перечисляет перечень блюд, входящих в 16-дневный цикл Александр Агуреев. — Но больше всего космонавтам, и мне, кстати, тоже, нравится сублимированный творог с орехами.
Конечно, кроме готовых блюд космонавты едят и доставляемые с Земли свежие овощи и фрукты.
Буханка на один укус
Хлеб — всему голова. Даже в космосе. Только необычный. Ведь если отломить кусок сдобы в невесомости, крошки могут попасть в дыхательные пути или в глаза. Поэтому вот уже более 60 лет специально для космонавтов московский Институт хлебопекарной промышленности изготавливает буханки «на один укус».
Медовая коврижка, «Бородинский», ржаной и пшеничный хлеб упаковываются в полимерные пакеты. Размеры такой продукции — 2 на 2,5 см, ее легко полностью положить в рот.
Просто добавь воды
Космонавты могут выбирать напитки из 18 позиций. Все они от морсов, соков, чая и кофе до молока и компотов находятся в сублимированном виде и выглядят как порошок. Чтобы его приготовить, нужно добавить в пакет воду.
Газировка на орбите запрещена — пить ее в невесомости неудобно и небезопасно. Для космонавтов действует и сухой закон, хотя алкоголь на орбиту несколько раз доставляли и, по слухам, даже употребляли.
Раз — и готово
Сегодня в тюбиках в космос доставляют только приправы, соусы и пюре — ничего сухого и сыпучего среди них нет, ту же соль, например, предварительно заливают водой. Все остальные блюда стабилизируются путем консервации с помощью тепловой обработки или методом сублимационной сушки, когда из блюда удаляется 95% жидкости.
Затем космическая еда помещается в металлические банки (в основном закуски и вторые блюда) или полимерные пакеты (супы, напитки или десерты). Космонавтам, которые лишены возможности жарить или варить еду, остается только подогреть банки в специальном устройстве или залить теплую воду в пакет с сублимированными продуктами через небольшой клапан. Примерно через 10 минут можно приступать к трапезе.
Питание в банках и пакетах, по словам Александра Никитовича, намного больше похоже на земное, чем-то, которое раньше помещали в тюбики.
Производство по итогам дегустации
Разрабатывает и отбирает еду для российских экипажей МКС НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии. А вот производят космические продукты, включая консервированные закуски, гарниры, напитки, фруктовые концентраты, вторые и первые блюда, в основном на Бирюлевском экспериментальном заводе.
Предварительно все блюда проходят тестирование в Центре подготовки космонавтов. В течении года специалисты наблюдают, как ведут себя продукты, дегустируют их и по итогу формируют рацион питания для летчиков-космонавтов.
Особенности национальной космической кухни
Российские ученые занимаются разработкой космического питания с 60-х годов прошлого века. А вот в США, по словам Агуреева, подобного специализированного производства продуктов для астронавтов нет и по сей день.
— Они используют обычные продукты известных фирм, упаковывая их в космическом центре в специальные банки и пакеты, — говорит Александр Никитович.
Первый совместный российско-американский рацион был опробован в полете 18-й экспедиции на станции «Мир» в 1995-м, когда на станцию отправился первый астронавт NASA. Все приемы пищи там формировались как из российских, так и из американских продуктов. Например, на обед Владимир Дежуров, Геннадий Стрекалов и Норман Тагард могли есть борщ, а на ужин — картошку фри.
Аналогичный подход действовал и в первые годы работы МКС. Сперва на станции реализовали шестидневный цикл питания — ассортимент блюд для него разрабатывался специалистами из России, США, а также Франции, Канады и Японии. Затем цикл расширили до 16 суток и он действовал до 19-й экспедиции — в 2009 году, после достройки американского сегмента МКС и расширения штатного экипажа с трех до шести человек было принято решение о раздельном обеспечении питания космонавтов и астронавтов. Впрочем, находящиеся на станции космонавты и астронавты часто устраивают совместные трапезы по праздникам и не только.