Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Мнение: «Пьянство и борьба с пьянством — две национальные русские традиции»
Борьба с алкоголизмом в России: история и современные меры регулирования
9 января 2025
Vokrugsveta.ru начинает серию публикаций для рубрики «Мнение». Это регулярная колонка с авторским мнением инфлюенсеров, блогеров-экспертов о важных событиях, трендах, новостях и тенденциях — культурных, социальных, научных.
Сегодня говорим о том, как в России боролись с чрезмерным употреблением алкоголя раньше, как борются сейчас, и к чему это может привести. Мнением делится Юлия Шадрина, автор телеграм-канала про вино «Айдринквайн».
История употребления алкоголя в России
Пьянство и борьба с пьянством — две национальные русские традиции.
Юлия Шадрина
автор телеграм-канала «Айдринквайн»
Когда в 15 веке появился крепкий алкоголь, а позже целая система царских кабаков, стало понятно, что алкоголь — это и огромный приток денег в казну, и одновременно угроза национальной трезвости.
Парадокс в том, что алкоголь с годами становился всё доступнее, а пьянство продолжали порицать, а иногда публично за него стыдить — от раздачи медалей за пьянство при Петре I до пыток в бочках с вином. Пьяниц даже не разрешали хоронить на кладбище по-людски. Их просто закапывали в землю на дороге, а церковь не уставала подчёркивать, что пьянство — страшный грех.
С тех пор как алкоголизм стал, пожалуй, главным русским мемом и частью ДНК нации, государство пытается решить две абсолютно противоположные задачи: не потерять контроль над алкогольной индустрией и при этом не дать населению спиться.
Как вышло, что алкоголь стал таким дешёвым и доступным? На это повлияли три фактора.
Массовое производство. В эпоху индустриализации появились крупные пивоварни и винокурни, которые могли производить много дешёвого алкоголя.
Логистика. Развитие железных дорог и путей сообщения привели к тому, что любые товары можно было привезти условно в любую точку страны.
Розничная торговля. Трактиры, кабаки, пивнушки, рюмочные, магазины, ларьки, бары, рестораны — все эти места делали покупку алкоголя доступной, чем прекрасно пользовались любители весёлого досуга.
Прямая или косвенная монополия на алкоголь в России существовала всегда. При Иване Грозном алкоголь разрешали продавать только в специальных кабаках, при Петре I началось массовое производство спирта под чутким государственным надзором. В 19 веке монополию ненадолго отменили, но уже при Николае II вернули, так как по историческим свидетельством с пьянством в России стало только хуже. После революции все народные активы перешли в руки государства, что, конечно, не обошло стороной и производство алкоголя.
В современной России монополии как бы нет, но по факту она осуществляется другими инструментами или непрямыми путями. Еще в 2017-18 годах государство скупило 80% региональных производств этилового спирта. Росспиртпром, созданный в 2000-х годах как государственное предприятие, ушел с торгов в частные руки единственного претендента, и с тех пор поднял цены на спирт уже три раза.
Государство регулирует стоимость алкоголя в России через акцизы и минимальные цены, а казна постоянно пополняется за счет НДС и налогов. Официально государство контролирует до 20-25% рынка игристых вин («Абрау-Дюрсо» или Крымский винный завод» — пожалуй, самые заметные игроки) и до 20% рынка тихого вина («Кубань вино» — крупнейший в России производитель вина и владелец виноградников — выпускает больше 100 миллионов бутылок вина в год).
Казалось бы, а зачем вообще бороться с пьянством, если алкогольные деньги пополняют бюджет, а людям можно дать выбор самостоятельно распоряжаться своей жизнью?
Для этого надо ответить на вопрос — кто страдает от последствий избыточного потребления алкоголя.
Юлия Шадрина
автор телеграм-канала про вино «Айдринквайн»
Государству нужны трезвые люди. Чем крепче здоровье человека, тем меньше заболеваний и смертности. Это уменьшает нагрузку на систему здравоохранения и улучшает демографию. Меньше ДТП на дорогах и насилия в быту. Любители крепко выпить теряют в работоспособности, работают хуже и, как следствие, страна недополучает ВВП.
С другой стороны, если люди совсем перестанут пить, то государство лишится огромной части доходов. В 2023 году только от одних акцизов бюджет пополнился на 472 млрд рублей.
Поэтому профилактика алкоголизма и регулирование алкогольной индустрии — это всегда тонкий баланс.
Система запретов оформилась уже при Иване Грозном. Стрельцам, для которых построили первые бары, не продавали алкоголь во время больших церковных праздников и в период поста (а это почти половина года 180 дней в году). Пить было нельзя, а кабаки закрывали. Прототипы вытрезвителей — «бражные» — появились в 17 веке. Туда пьяниц не только сажали подумать о жизни, но могли ещё и посечь кнутом.
При царе Алексее Михайловиче в конце 17 века запретили весь алкоголь в монастырях.
Юлия Шадрина
автор телеграм-канала про вино «Айдринквайн»
А при Николае II на время первой мировой войны сначала запретили всю водку, а потом и все остальное.
В СССР за ХХ век запускали несколько больших антиалкогольных кампаний. Сценарии были примерно одни и те же: запрет на продажу алкоголя в определённые часы и дни и определённых местах, общественное порицание, высмеивание алкоголиков и самогонщиков в кино, мультфильмах и песнях, штрафы, регулирование производства и поднятие цен. Впрочем помогало это мало, к 1970-м годам народ стал так сильно пить, что по некоторым данным на одного взрослого мужчину приходилось по 90—110 бутылок водки в год. Это по бутылке каждые 3-4 дня.
При перестройке пошли на радикальные меры и в 1985 году ввели «Горбачёвский» сухой закон, который принято ругать за абсурдность. Чисто механически цифры удалось улучшить: случился кратковременный демографический скачок, смертность, связанная с алкоголизмом, упала, а официально люди стали покупать в два с половиной раза меньше алкоголя.
При этом зачем-то вырубили огромное количество виноградников, потеряли уникальные сорта и чуть не убили винную индустрию. Случился взрыв теневой экономики, коррупция, дефицит сахара, который скупали для того, чтобы варить самогон, а бюджет неожиданно не досчитался по некоторым оценкам до 100 миллиарда рублей. После отмены «сухого закона» люди и вовсе стали пить больше.
Что пошло не так?
Резкие запреты работают как электрошок и не решают корень проблемы. А громкие заявления — это обычно инфоповод для накручивания политических очков. Недавно СМИ облетела новость, что в Вологде губернатор-спортсмен предложил продавать алкоголь по будням только с 12 до 14, а в Минздраве идею неожиданно поддержали. К чему это приведёт? Как всегда, простые люди покрутят у виска, чёрный рынок обогатится, а алкоголь можно будет купить всерую через чаты и доставки, или ещё проще — в барах и ресторанах навынос. Зато можно будет отчитаться о цифрах начальству.
Люди пьют от бедности и безделья. Чтобы не пить, нужна альтернатива, смысл жизни, доступность и престиж досуга и разных хобби, развитая помощь тем, кто болеет алкоголизмом. А это сложнее гораздо сложнее ситуативных запретов.
В принципе, то же самое. Но не сразу. Вот несколько примеров.
Государственное регулирование. В Финляндии государство контролирует алкогольный ритейл: всё, что крепче 5,5%, продаётся только в сети Alko. Поэтому чтобы выпить вина или чего покрепче, нужно идти не в магазин у дома, а в специальное место, которое работает по определенному графику. Согласно исследованиям такие меры в долгосрочной перспективе снижают не только потребление алкоголя, но и уровень смертности и преступности из-за алкоголя, а также социальную напряженность. За несколько десятков лет уровень алкоголизма в Финляндии снизился и продолжает постепенно падать.
Работа с подростками и сила коммьюнити. В 1990-х годах исландские подростки были одними из самых пьющих в Европе. Но за последние 20 лет количество пьющих 15-16-летних детей упало с 40% до 5%. В Исландии запретили рекламу алкоголя и табака и ввели подростковый комендантский час. Но самое главное — придумали, чем занять детей и их родителей. Ученые разработали программу на основе исследований, и подросткам предложили кучу альтернатив: вместо алкоголя можно было заняться спортом, танцами, вокалом, искусством. Идея в основе была очень простой: «есть вещи поинтереснее алкоголя». К программе подключились родители и местные коммьюнити: в каждой школе обязательно появлялся своеобразный родительский комитет, который должен был веселиться вместе с детьми. Сила социальных связей, активность людей и альтернативы в виде интересных занятий в итоге привели к феноменальному результату, который сложно повторить где-то ещё.
Повышение минимального возраста, когда можно пить. К 1988 году все штаты в Америке окончательно пришли к согласию, что пить алкоголь можно не раньше 21 года. Согласно цифрам, это резко снизило потребление алкоголя и количество ДТП с подросткам. А дальнейшие исследования показали, что чем позже случается «первая рюмка», тем ниже шансы после 21 года превратиться в настоящего алкоголика — нет «выпивательного» паттерна.
В России с 2013 года запретили рекламу алкоголя, появилась система учета ЕГАИС, которая позволяет отслеживать каждую бутылку от завода до прилавка, нельзя пить в общественных местах и покупать алкоголь вечером.
Борются с контрафактом, хотя проблема всё ещё серьезная: силовики регулярно отбирают у мошенников поддельный алкоголь, а за последние 10 лет случилось несколько серьезных массовых отравлений. В 2023 из-за контрафактного сидра погибли 30 человек, в 2016 в Иркутске умерли 76 из-за «Боярышника», в котором был ядовитый метанол и антифриз.
ВОЗ считает, что год от года россияне пьют все меньше: с пикового 2007 года потребление снизилось с 14,7 л спирта в год на человека до 10,5 л. Легальная продажа тоже упала — с 9,7 до 6,2 л спирта на одного жителя.
Однако 2024 года стал тяжёлым: россияне снова стали пить больше. Только за этот год общее потребление водки, вина и другого алкоголя увеличилось на 21%, пива — на 40%. Производство алкоголя также растёт. А с учётом стремительного развития российского виноделия, огромного интереса к нему со стороны бизнеса и государства, мы сможем скоро увидеть новый скачок и по производству, и по потреблению вина.
Гедонисты, высокофункциональные или «ситуативные алкоголики» всегда найдут деньги, чтобы выпить пива в баре или купить бутылку вина в винотеке у дома. Тяжёлые алкоголики будут закупаться заранее или искать контрафакт.
Скорее всего, запреты помогут тем, кто по привычке захватывает баночку пива у кассы, и подросткам — при условии серьезного контроля. Но пугать запретами осознанного потребителя или тех, кому нужна медицинская помощь, не имеет смысла.
Гораздо важнее, куда мы движемся в целом как общество. Есть ли чем занять детей после школы? Хорошая ли атмосфера дома? Есть ли куда пойти вечером, и не засмеют ли мужики, если ты увлекаешься не рыбалкой и мотоциклами, а вязанием и танцами? Где погонять футбол во дворе? Можно ли решить проблемы не алкоголем, а психологом?
Во всём мире при этом принято говорить о тренде на ЗОЖ: появился интерес и спрос на низкоалкогольные и безалкогольные вина, коктейли, челленджи в духе dry january («трезвый январь»), которые призывают полностью отказаться от алкоголя хотя бы на месяц. Такие тенденции тоже важно развивать и поддерживать.
Одновременно меняется мода, публичные образы. Быть пьяной рок-звездой, которая громит отели, больше неинтересно. Сейчас важно бережно относиться к себе, заниматься спортом, следить за питанием и выбирать себя, а пить — не потому что хочется напиться, а потому что интересно попробовать новое и классно провести время. Пример такой тенденции — пивной фудпейринг.
Поэтому правда как обычно где-то посередине. Здоровые и трезвые люди, которые не пьют регулярно и помногу, а ценят бокал хорошего вина за ужином, — это люди, которые выросли в благополучном заботливом обществе, в нормальной среде — где вместо пива в подъезде можно пойти на спорт или в театральный кружок, где по ТВ не рекламируют водку, а ночью нельзя купить пива, где государство регулирует продажи и повышает престиж культуры, а также не дает своим гражданам сильно стрессовать.