Могут исчезнуть с прилавков по всему миру: как человечеству спасти бананы от болезни?

Самый популярный сорт будут избавлять от грибка

19 августа 2024Обсудить

Legion Media

Международная группа ученых нашла причину гибели урожая бананов сорта кавендиш, которому может грозить полное вымирание. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Microbiology.

Банановый патоген

Ученые изучили происхождение разновидности патогена Fusarium oxysporum f.sp. Cubense, который еще называют тропической расой 4 (TR4). (Имеется в виду «раса», то есть род, разновидность грибов, которые вызывают заболевание, и каждая «раса» соответствует своему генотипу бананов. — Прим. ред.) Он вызывает фузариозное увядание (панамскую болезн), из-за чего уже было потеряно несколько урожаев. Во время исследования удалось секвенировать и проанализировать 36 штаммов Fusarium oxysporum.

В статье отмечается, что TR4 не является потомком штамма, который в середине прошлого столетия уничтожил урожаи бананов сорта гро-мишель. Новый вариант заразен из-за вспомогательных генов, связанных с выработкой оксида азота.

Однако если удалить эти два гена, вирулентность штамма снижается — именно этим путем планируют пойти ученые, чтобы остановить распространение фузариоза. Планируется использовать как генетические, так и химические методы.

Одновременно биологи предупреждают: нельзя делать ставку на единственную культуру бананов. Только разнообразие позволит уберечь фрукты от заболеваний.

Кавендиш: что за сорт бананов, где выращивают

Практически любой банан, который мы сегодня приобретаем в магазинах, будет относиться к сорту кавендиш. Эта культура занимает 99% всего экспортного рынка в развитые страны. Кавендиш был выведен в последней четверти XX века и считался устойчивым к различным болезням — по сравнению с сортом гро-мишель, который был уничтожен из-за грибкового заболевания.

Однако в 1990-х годах случилась новая вспышка — болезнь перекочевала из Юго-Восточной Азии в Африку и Центральную Америку. Стало ясно, что грибок эволюционировал и начал затрагивать даже бананы с иммунитетом к предыдущему штамму. К 2015 году грибок добрался до ферм Квинсленда (Австралия), Индии, Китая, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки.

Теперь научному сообществу понятно, что простой селекцией не обойтись, придется действовать методами генетики. Осталось лишь преодолеть стереотипы части населения о ГМО-продуктах. В противном случае сторонники этих мифов останутся без десерта.