Биоинженеры из Технологического университета Сиднея
Виски, по словам ученых, выбран потому, что человек, если он не эксперт, не всегда может определить качественный напиток и просто доверяет этикеткам. Это бывает опасно для здоровья и означает финансовые потери для производителей и покупателей.
Изобретение имитирует обонятельную систему человека: у него есть смесительная камера, куда насос втягивает запахи. Там отбираются пробы и передаются в другую камеру с восьмью газовыми датчиками. Они распознают, сравнивают, определяют различные характеристики молекул запаха. Информацию с датчиков обрабатывает компьютер — с помощью обученного искусственного интеллекта — и выдает результаты на монитор.
На всю работу в эксперименте NOS.E понадобилось менее четырех минут. Устройству предложили «понюхать» три смешанных солодовых и три односолодовых образца, в том числе Johnnie Walker с красной и черной этикеткой и Macallan's 12-летней выдержки.
Регион производства каждого напитка электронный нос определил со 100-процентной точностью. Бренд угадал в 96% случаев, стиль — в 92%. Все результаты подтвердили современными лабораторными тестами.
Авторы отметили, что химические анализы — это сложный и трудоемкий метод для получения данных. Также можно пригласить сомелье, чтобы получить информацию, но человек может ошибиться. «Электронный нос» позволяет просто и быстро оценить качество продукта, обнаружить фальсификацию не только в алкогольной промышленности, но и в элитной парфюмерии и других областях.
Создатели NOS.E также при разработке сотрудничали с организациями, пресекающими торговлю дикими животными. Устройство использовалось как ищейка, чтобы не пропустить контрабанду — рога черного носорога. В будущем «нос» может найти применение в здравоохранении — будет обнаруживать заболевания.