Монархи раннего Средневековья не ели так много мяса, как считалось ранее. Рацион англосакских королей в основном был вегетарианским — к такому выводу пришли исследователи из Кембриджа.
Реки вина и горы мяса — первое, что приходит на ум при упоминании пышных королевских пиршеств. Однако выяснилось, что благородная знать тех времен угощалась мясом только на «барбекю-вечеринках» с обязательным участием крестьян, пишет Phys.org.
Чтобы выяснить, чем питались жители Альбиона V–XI века, исследователи провели изотопный анализ древних костей более 2000 людей той эпохи. Результаты сопоставили с социальным статусом. Так стало известно, что элита практически не ела мясо, а существенных различий в питании между королями и простолюдинами не было.
Открытие озадачило ученых — многие средневековые тексты напрямую говорят, что англосаксонская элита не ограничивала себя в животной еде. Известны записи времен западносаксонского короля Ине (688–726 гг.) о подготовке к щедрому пиршеству. Судя по всему, в королевстве Уэссекс тогда планировали пир горой на 1,24 миллиона килокалорий.
При этом меню не отличалось особой изысканностью — немного хлеба и пива, горы мяса, овощи и фрукты отсутствовали.
По мнению ученых, состав меню и объем порций подходили скорее для многолюдных «барбекю-вечеринок» на открытом воздухе, чем для благородного ужина в стенах замка.
Раньше считалось, что средневековые широкие застолья устраивали только для элиты. Но даже с учетом непомерного аппетита гостей такой праздник гастрономической щедрости должен собирать как минимум 300 человек. А это означает, что в таких пиршествах принимали участие и простые крестьяне. И само мероприятие, вероятно, имело политическое значение.
Историки ранее полагали, что королевские дворы кормились за счет крестьянских земель, собирая с простых фермеров продуктовый оброк — феорм (feorm). В дальнейшем монархи отдавали часть денег аристократии в обмен на поддержку.
Однако историки изучили использование слова feorm в разных контекстах и пришли к выводу: термин обозначал не форму феодального налога, а именно общественное пиршество. Поэтому участие королей, знати и крестьян в таких встречах можно рассматривать как политический акт. Сегодня традиция осталась, например, в виде предвыборного ужина в США.