Продлевает ли жизнь низкокалорийная диета? Да, но есть нюанс

Новое исследование показало, что все несколько сложнее, чем думали до сих пор

15 октября 2024Обсудить

Elena Veselova via Legion Media

На протяжении вот уже почти столетия лабораторные эксперименты показывают один и тот же результат: животные, которые получают меньше пищи или едят реже, живут дольше. С чем это связано, до сих пор точно не ясно. Большинство специалистов сходится на том, что, поскольку ограничение калорий приводит к уменьшению жировых запасов, в организме снижается уровень хронического воспаления, которое связано с риском развития различных болезней и способствует приближению смерти.

Однако результаты нового исследования, проведенного группой американских ученых, ставят верность этой гипотезы под сомнение. Похоже, что биологический механизм, благодаря которому низкокалорийная диета продлевает жизнь, гораздо более сложный, чем думали, и голодание полезно в этом смысле далеко не всем, а только тем, кто обладает хорошей наследственностью и не теряет слишком много веса, получая мало пищи.

Как проводили исследование

Исследователи, статья которых опубликована в журнале Nature, провели эксперимент на почти тысяче генетически различающихся между собой самок мышей — это было сделано для того, чтобы отображать генетическое разнообразие человеческой популяции, и результаты исследования были в большей степени, чем обычно, релевантны для людей.

Всех животных разделили на пять групп. В одной группе у мышей был свободный доступ к еде, и они ели когда хотели и сколько хотели, в двух других группах мыши получали только 60 или 80 процентов от калорийности своего обычного рациона, а еще в двух группах животным устроили интервальное голодание — на каждой неделе им не давали пищу один или два последовательных дня, а в другие дни они ели, сколько хотели.

За мышами наблюдали до самого конца их жизни, при этом периодически оценивали состояние их здоровья.

Elena Veselova via Legion Media

Что показал эксперимент

Итоги эксперимента подтвердили, что, в целом, ограничение калорий действительно продлевает жизнь и работает в этом смысле лучше, чем интервальное голодание. Так, в среднем, мыши, питавшиеся неограниченно, прожили 25 месяцев, мыши из групп с интервальным голоданием — 28 месяцев, мыши, у которых калорийность питания была урезана на 20%, — 30 месяцев, а мыши, у которых калорийность питания была снижена на 40%, — 34 месяца.

Какие мыши прожили дольше

Однако, к удивлению ученых, внутри групп, сидевших на низкокалорийной диете, наблюдались заметные различия — дольше всех прожили мыши, которые, несмотря на недостаток еды и связанный с этим стресс, похудели меньше других, сохранив до конца жизни жировую прослойку и хорошее состояние здоровья.

У животных, которые потеряли на низкокалорийной диете больше веса, чем остальные, было мало энергии, у них плохо работали иммунная и репродуктивная системы, и они рано умерли. Разница в продолжительности жизни мышей в низкокалорийных группах оказалась впечатляющей — некоторые животные выдержали недостаток калорий всего несколько месяцев, а некоторые стали мышиными долгожителями, дожив до 4,5 лет.

Выводы

Дальнейший анализ собранных данных позволил исследователям сделать вывод, что универсально полезных диет не существует — то, как та или иная диета будет воздействовать на здоровье и продолжительность жизни, зависит от неких генетических факторов, которые еще предстоит установить. Заложенная в генах выносливость и устойчивость к стрессу — это тот критически важный фактор, который и определяет продолжительность жизни.

«Если вы хотите долго жить, существуют вещи, которые вы можете контролировать в течение жизни, такие, как питание, но то, что вам нужно на самом деле — это наличие очень старой бабушки», — пошутил ведущий автор исследования Гэри Черчилл.

И нам кажется, это повод, чтобы исследовать здоровье родных старейших жителей планеты. Например, 116-летней Томико Итооки.