Он с трудом получил художественное образование, но его полотна имели невероятный успех у публики благодаря впечатляющим световым эффектам. Чтобы увидеть картины Архипа Куинджи, люди выстраивались в очереди, а коллекционеры покупали работы художника за бешеные деньги.
Архип Иванович Куинджи появился на свет 27 января (по н. ст.), а вот год его рождения до сих пор остается тайной — архивы сохранили три паспорта Куинджи, в которых указано, что их владелец родился в 1841-м, 1842-м и 1843 году (сегодня исследователи склоняются к 1842-му). Зато место рождения известно точно — город Мариуполь Екатеринославской губернии Российской империи. Сам себя художник считал русским, хотя родился в семье с греческими корнями, а фамилия его имеет тюркское происхождение. В переводе с урумского языка, который использовали крымские греки, «куинджи» означает «золотых дел мастер».
Рано осиротевший Архип получил только базовое образование и в начале 1850-х годов вынужден был пойти работать. Служба у торговца хлебом не вдохновила юношу, зато здесь впервые обратили внимание на его художественный талант. По совету хлеботорговца он отправился в Крым — проситься в ученики к пейзажисту Ивану Айвазовскому. Удача не сопутствовала юноше: знаменитый живописец не счел Куинджи достойным обучения, однако несколько уроков живописи ему дал Адольф Фесслер, родственник Айвазовского.
Покинув Феодосию, Куинджи несколько лет работал ретушером в Мариуполе, Одессе и Таганроге, а 1865 году отправился покорять столичную Академию художеств. Санкт-Петербург встретил юного провинциала холодно. Он несколько раз пытался поступить в Академию художеств, но лишь с третьей попытки стал вольнослушателем — сказывалось отсутствие необходимой профессиональной подготовки.
Сила искусства
В Академии художеств Куинджи знакомится с художниками-передвижниками, включая Илью Репина и Ивана Крамского и на время попадает под влияние идей психологизма и социальной направленности реалистической живописи, которые исповедовали передвижники.
В путешествиях на Ладогу в начале 1870-х годов он много пишет с натуры и среди прочих работ создает пейзаж «На острове Валааме», удостоившийся похвалы со стороны Репина и Крамского. Уже в этом полотне, как и в картине «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875), чувствуется склонность автора к романтизму и художественному драматизму.
Широкий успех у публики пришел к Куинджи с картиной «Украинская ночь» (1876), в которой отчетливо проявляются характерные черты его стиля: контрастность света и тени, яркий колорит, декоративность композиции и панорамность ландшафта. Белые хатки буквально сияют в свете луны на фоне темного летнего неба.
В 1879 году уже хорошо известный не только отечественной, но и зарубежной публике Куинджи полностью разрывает отношения с передвижниками. Формальным поводом стал ряд публикаций, очерняющих художника, автором которых оказался передвижник Михаил Клодт. Фактически же Куинджи, сформировав собственный стиль, решил идти своим путем.
Куинджи стали скучны монохромные унылые полотна передвижников. Он ищет впечатляющих контрастов и живописных эффектов, экзальтирующего театрального воздействия на публику. Чтобы добиться необходимого впечатления, он использует собственные способы экспонирования произведения. Знаменитую картину «Лунная ночь на Днепре» (1880), где лунная дорожка на поверхности реки выглядит невероятно реалистичной, сияя почти слепящим блеском, он выставляет в зале Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге, плотно задернув шторы и направив на картину искусственное электрическое освещение.
Экспериментировал художник и с красками. Помогла в этом дружба с известным химиком Дмитрием Менделеевым, в лаборатории которого Куинджи изучал краски на основе битума. В них художник подмешивал алюминиевую и бронзовую пудру, которые придали полотну эффект легкого мерцания.
Успех картины был сногсшибательным. Посетители были готовы стоять часами в очереди, чтобы ненадолго взглянуть на гипнотизирующее одновременно гиперреализмом и мистичностью полотно. Великий князь Константин Константинович приобрел «Лунную ночь на Днепре» за баснословные по тем временам 5000 рублей.
«Отец русского импрессионизма»?
Если публика хорошо принимала картины Архипа Куинджи, то критики упрекали художника в злоупотреблении балаганными эффектами в ущерб художественному вкусу. Впрочем, такого мнения придерживались не все. Например, Александр Бенуа окрестил Куинджи «отцом русского импрессионизма». Но так ли это?
Художник действительно творил в годы, когда во Франции начали проходить первые выставки импрессионистов, но из общего с этим направлением у Куинджи были только работа на пленэре и поиски в области цвета. В остальном его работы явно отличаются от полотен импрессионистов. Так, для живописи импрессионистов характерны выбор интимных сцен и абсолютная бесконфликтность произведений. У Куинджи, напротив, некоторые ландшафты приобретают напряженное, почти космическое звучание, как в той же «Лунной ночи на Днепре», «Дарьяльском ущелье» (1890-1895) и «Радуге» (1900–1905). Куинджи не раз писал ночные пейзажи, а для импрессионистической палитры темные цвета обычно неприемлемы.
Вместо множества дробных ярких мазков, характерных для живописи импрессионистов, Куинджи использует крупные цветовые пятна. В своих полотнах он стремится не к полной достоверности натуры, а к утрированию ее самых эффектных деталей. Как романтика его интересуют прежде всего мощь стихии и скрытый драматизм природы, а не просто оптическое разложение света по цветам спектра как у импрессионистов. Хотя Куинджи как никто из современных ему художников умеет использовать на картинах яркий цвет, основанный на системе дополнительных цветов. Это искусство колорита как нельзя лучше проявилось в картине Куинджи «Березовая роща» (1879).
Залитая солнечным светом роща сияет чистыми красками, голубизной неба, белизной березовых стволов, зеленью листвы — все эти цвета можно буквально ощутить физически. Для этой картины художник так же устраивает индивидуальный показ. Она, как и «Лунная ночь на Днепре» захватывает воображение публики и становится одним из известнейших произведений художника. Показом этих двух картин на Кузнецком мосту в Москве в 1882 году заканчивается история бурного романа Архипа Куинджи и публики. После этого художник почти 20 лет не выставлял свои работы и вел скрытный образ жизни, посвятив себя творчеству, преподаванию и благотворительности.
Анахорет-меценат
Причины внезапного затворничества Куинджи так и остались неизвестными. До своей смерти в 1910 году он создал около 500 картин и этюдов и около 300 графических работ. Но лишь однажды, в 1901 году, он показал близким друзьям четыре из них: «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Днепр» (1901), доработанную версию картины «Вечер на Украине» (1878) и третью версию картины «Березовая роща» (1901). Посетители мастерской были в восторге, однако художник продолжил творить только для себя.
Начавший жизнь в глубокой бедности, окончил ее Куинджи богачом и не только благодаря баснословной стоимости его произведений. Художник оказался и неплохим предпринимателем. На свои гонорары он купил доходный дом в Петербурге и имение Сара Кикенеиз в Крыму, в которое перебрался с женой Верой на несколько лет в 1888 году.
Большие деньги не вскружили голову художнику, он продолжал вести скромный образ жизни и охотно оказывал материальную помощь начинающим живописцам, помня о том, сколь тернист был его собственный путь к славе.
В свое имение Куинджи приглашал на летнюю практику студентов пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств, которой руководил в 1890-е годы. Среди его учеников числятся такие знаменитые художники, как Николай Рерих, Константин Богаевский и Аркадий Рылов. После смерти почти все свое состояние, включая имение в Крыму, Куинджи завещал Обществу имени А.И. Куинджи для поддержки молодых художников.
ВЫДАЮЩАЯСЯ ДЮЖИНА
Список лучших картин Архипа Ивановича Куинджи
Художник оставил после себя богатое наследие. Сегодня его самые известные картины в основном хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве (ГТГ) и в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге:
«Осенняя распутица». 1870 (Русский музей)
«На острове Валааме». 1873 (ГТГ)
«Чумацкий тракт в Мариуполе». 1875 (ГТГ)
«Украинская ночь». 1876 (ГТГ)
«Березовая роща». 1879 (ГТГ)
«После дождя». 1879 (ГТГ)
«Лунная ночь на Днепре». 1880 (Русский музей). Две авторские копии картины написаны в 1882 году и хранятся в Третьяковской галерее и Симферопольском художественном музее
«Дарьяльское ущелье». 1890-1895 (ГТГ)
«Радуга». 1900–1905 (Русский музей)
«Красный закат». 1906–1908 (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)
«Христос в Гефсиманском саду». 1901 (Воронцовский дворец, Алупка)
«Ночное». 1905—1908 (Русский музей). Эта картина считается неоконченной и рассматривается исследователями как творческое завещание Архипа Куинджи