Работает ли правило 5 секунд? Очень простое (но научное) объяснение

Каждый хоть раз следовал этому странному правилу

5 июня 2024Обсудить

Midjourney

Специалисты факультета естественных наук Колледжа Мэримаунт Манхэттен (США) решили проверить правило 5 секунд и подошли к вопросу максимально серьезно. Они выяснили, что даже в самых «чистых» комнатах наших домов обитают несколько сотен видов микробов, включая фекальные бактерии, энтерококки и кишечную палочку. Есть ли для них разница, как долго упавшая еда соприкасается с загрязненной поверхностью?

Откуда взялось правило 5 секунд?

Удивительно, но эта иллюстрация надежды на авось не имеет национальности — похожие стереотипы распространены в разных странах. По одной из легенд, подобное правило существует со времен Чингисхана: полководец якобы требовал съедать пищу, упавшую на пол, если она пролежала там не больше пяти часов. В США, где проходило исследование, правило относят к 1960-м, когда ведущая кулинарного шоу пошутила, что упавший блинчик можно съесть, если быстро поднять.

Как показывали предыдущие исследования ученых и просто любопытных студентов, большинство людей действительно придерживаются этого правила. Самые храбрые даже не останавливаются на пяти секундах.

А вы следуете этому «правилу», если случайно роняете еду?

• 34.2%76
    Да, за пару секунд ничего плохого точно не случится.
  • 62.2%138
    Нет, это глупости. Лучше снова вымыть упавшую еду или сразу выбросить.
  • 3.6%8
    У меня дома нет микробов!

Сколько бактерий живет у нас дома?

В новом исследовании авторы решили измерить количество фекальных бактерий на городских улицах и степень передачи патогенов между наружной и внутренней средой. Результаты показали, что количество микробов, конечно, зависит от интенсивности движения на улицах и типа поверхности полов в зданиях. Но энтерококки и фекальные кишечные палочки в любом случае повсеместно распространены на тротуарах, подошвах людей, полах и коврах внутри помещений. В среднем в 100 миллилитрах дождевой воды на тротуаре содержится 31 тысяча бактериальных клеток, которые затем попадают в наш дом.

Самыми «грязными» помещениями в квартире считаются ванная и кухня: по подсчетам ученых, там концентрация микробов составляет 700 особей на квадратный фут (он равен 0,0929 м2). Однако другие места тоже нельзя назвать безопасными — например, в более «чистой» гостиной насчитали как минимум 400 опасных микроорганизмов на тот же квадратный фут.

Работает ли правило 5 секунд?

Все эти патогены могут попадать на любую еду, которую роняют на пол. При промывании водой смываются только очевидные загрязнения, как пыль или волосы, но не микробы. Независимо от того, за сколько секунд вы подняли эту пищу.

Другие ученые в 2016 году рассмотрели несколько типов пищи, чтобы проверить это же правило 5 секунд. По их наблюдениям, «влажные» продукты (арбуз, яблоки, мясо) за пять секунд собирали больше всего бактерий — 97%. Более сухие хлеб и булка с маслом привлекли 94 и 82% микробов соответственно. А мармеладные конфеты меньше всех других — всего 62% патогенов. Хотя это значительно меньше, чем у арбуза, авторы из Университета Рутгерса (США) также подчеркивали, что вредоносные бактерии все равно попадут в пищу в данном случае и с ней — в организм.

Midjourney

Причем «попадание» займет меньше секунды, так как бактерии искусно цепляются к пище нитевидными ворсинками — пилями или фимбриями. А продукты питания будут действовать как магнит для таких микробов, как сальмонелла, кишечная палочка, листерия и другие фекальные патогены, которые приводят к проблемам с ЖКТ, пищевым отравлениям, рвоте, диарее, лихорадке.

Подтверждает результаты и работа ученого-диетолога из Университета Клемсона Пола Доусона, 2007 года. По его выводам, наша еда подхватывает бактерии, как только соприкасается с полом.

Несмотря на выводы ученых, которые называют правило 5 секунд мифом, эксперты уверены, что люди продолжат им пользоваться.

«Люди действительно хотят, чтобы это было правдой. Все так делают; мы все едим еду с пола», — констатирует специалист по пищевым продуктам Дональд Шаффнер.

Единственное, что меняется со временем — это количество секунд: в литературе и кино можно найти более ранние упоминания правила 20 секунд, затем 10, а теперь это 5 секунд. Возможно, когда-нибудь мы доберемся до новой установки: что-то вроде «если сомневаешься — не ешь», надеются ученые.

А если сказанного недостаточно, чтобы вы поверили в гигантское количество бактерий у себя дома, посмотрите, сколько их взлетает вверх во время нажатия кнопки смыва на унитазе.