Стоит дороже обычных: китайские ученые научились «красить» ананас молекулами

На красный ананас сейчас выше спрос на рынке

20 июля 2024Обсудить

Только ананасы в северном полушарии перестали быть чем-то непривычным и доступны в сезон в большинстве супермаркетов, как подоспела новая экзотика — теперь на мировом рынке растет спрос на красные ананасы. Некоторые виды этого растения в природе имеют красные плоды и на вкус более кислые, чем привычный нам желтый ананас.

Стоит дороже обычных: китайские ученые научились «красить» ананас молекулами

Но селекционеры в угоду потребителям пытаются выводить сорта с лучшими вкусовыми, питательными качествами и с красной кожурой. Единственная проблема — генетические и молекулярные механизмы, делающие плоды краснокожими, малоизучены.

Ученые из Южно-Китайского сельскохозяйственного университета с коллегами в новом исследовании определили ключевой фактор, который отвечает за «окрашивание» ананасов. Кисточки для этого не понадобились, зато трансгенные эксперименты — да.

Из предыдущих исследований были известны несколько генов, которые влияют на синтез антоцианов — окрашенных растительных молекул, которые даже одобрены в ЕС для окрашивания пищевых продуктов. Но как именно работают и какую роль играют эти гены оставалось неясно. Китайские специалисты протестировали факторы транскрипции (регулируют работу генов) на ананасе, резуховидке Таля и табаке. И обнаружили, что фактор транскрипции гена AcMYB266 действует в основном в кожуре ананаса и приводит к значительному увеличению антоцианов.

Horticulture Research

Когда эксперты временно подавляли экспрессию AcMYB266 в трансгенном растении, накопление «красящих» молекул в прицветниках и кожуре снижалось. По выводам исследователей, AcMYB266 можно считать ключевым фактором, которые помогает делать ананасы краснокожими. Ученые поэкспериментировали с вариантами последовательностей в этом гене и также выяснили, что можно получать различные красные оттенки у разных сортов ананасов.

Авторы заметили, что AcMYB266 располагается в кластере из четырех генов MYB, уникальных для видов ананасов. И соседние с ним гены тоже регулируют накопление антоцианов и окраску в красный, только в других тканях, как листья, стебли или лепестки.

По словам специалистов, это открытие позволит, манипулируя геном AcMYB266, выводить новые сорта с улучшенными питательными и эстетическими качествами, которых требует рынок.