Фильм о знаменитой француженке, основавшей, пожалуй, самый известный шампанский дом Франции, британский режиссер Томас Нэппер снял по биографической книге «Вдова Клико: История винной империи и ее императрицы» канадской писательницы Тилар Маццео. Портал Vokrugsveta.ru вспоминает о заслугах этой увлеченной своим делом, смелой и предприимчивой женщины, благодаря которой шампанское полюбили во всем мире.
1. Вдова Клико была первой бизнес-вумен в своей области
Николь-Барб Понсардэн родилась в 1777 году в семье текстильного фабриканта. В 21 год ее выдали замуж за Франсуа Клико, сына банкира и торговца текстилем, у которого были виноградники — еще в 1772 году Филипп Клико основал винный дом под названием «Клико-Мюирон и сын» и, между прочим, стал одним из первых делать розовые игристые вина.
Дела семьи шли ни шатко ни валко. Молодые супруги планировали развивать винный бизнес, однако в 1805 году Франсуа Клико умирает. И его молодая вдова, у которой на руках осталась семилетняя дочь Клементина, убеждает свекра передать ей бразды правления компанией и неожиданно для всей Шампани встает у руля предприятия. По легенде, свой «директорский» кабинет она оборудовала прямо в подвалах, где зрело вино.
Позже Николь-Барб вернула себе девичью фамилию, подчеркивая и статус вдовицы, и свою самостоятельность — в 1810 году она основала собственную компанию Veuve Clicquot-Ponsardin. С тех пор на бутылках с легким и радостным напитком парадоксально красовалось печальное слово «вдова». Однако в истории виноделия были и другие вдовы — ее современница Аполлин Анрио, а после Луиза Поммери, Матильда-Эмили Лоран-Перье, Лили Болланжер в свой черед возглавляли шампанские дома, прекрасно известные по сей день.
2. Миллезимные вина — ее изобретение
Мадам Клико трудилась не покладая рук — оборудовала подвалы в местных каменоломнях, штудировала винодельческую науку и даже проходила практику у знаменитого винодела своего времени, Жерома Александра Фурно. Как утверждается на сайте veuveclicquot.com, в 1810 году она создала первое в регионе шампанское из винограда одного года.
Концепция полностью оправдала себя год спустя — тогда был собран урожай, чье исключительное качество приписывалось замеченной в небесах комете. Бутылки изготовленного из него вина получили надпись на этикетках: Vin de Bouzy, 1811, de la Comete («вино кометы из Бузи 1811 года»). Погода в том году долго стояла теплой, что позволило создать вино исключительно сладкое, крепкое и по-настоящему игристое (кстати, во времена вдовы шампанское было в разы слаще, чем положено по нынешним стандартам).
3. Своим подъемом она была обязана успеху на российском рынке
Мадам Клико сразу сделала ставку на сбыт своего вина в России. Однако разразилась война, на поставки товаров из Франции было наложено эмбарго, и ей приходилось отправлять шампанское контрабандой, что было не слишком прибыльно. В 1814 году потенциальные потребители сами явились к ней на порог — русские войска дошли до Франции и побывали в Реймсе. Вдове пришлось открыть свои подвалы со словами: «Сегодня они пьют. Завтра они заплатят». Так и вышло.
Вскоре, когда Наполеон отрекся от престола, предприимчивой мадам удалось первой из французских поставщиков морем доставить в Россию 10500 бутылок отменного шампанского, и его тут же раскупили по баснословной цене. Это и было «вино кометы», которое в свое время Пушкин упомянул в «Евгении Онегине» как обязательный атрибут счастливого аристократического застолья: «Вошел — и пробка в потолок!..»
Впоследствии только к царскому двору ежегодно отправлялось по 10000 бутылок шампанского «Вдова Клико». Император Александр I и вовсе провозгласил, что это единственное вино, которое он согласен пить, — по крайней мере, так гласит легенда. Одно время продукция предприятия поставлялась преимущественно в Россию. А словосочетание «вдова Клико» стало синонимом красивой жизни.
4. Она усовершенствовала технологию
В 1816 году Клико придумала способ сделать свое вино прозрачным — а ведь еще со времен его предположительного изобретателя, монаха Пьера Периньона, шампанское было мутным из-за осадка: ферментация винограда по технологии продолжается в бутылке. Вдова изобрела способ избавиться от осадка — и десятилетиями держала его в секрете. Сегодня же ремюаж — отличительная особенность традиционного метода производства игристого.
Бутылки с молодым вином устанавливают в специальных «козлах» — вдова для этой цели использовала стол, просто просверлив в нем дырки. По мере созревания бутылки постепенно поворачиваются вниз горлышком, где и копится осадок. Двести лет назад осадок удаляли, просто открыв пробку и позволяя лишнему выплеснуться. Теперь же горлышко замораживают, осадок выстреливает в виде кусочка льда, а на освободившееся место (около 2% объема бутылки) заливают ликер, от которого будет зависеть сладость напитка. Эта зрелищная процедура носит название «дегоржман».
Николь-Барб Клико была и первой в изготовлении розового шампанского методом ассамбляжа, то есть смешивания разных виноматериалов. Прежде такой цвет шипучего напитка достигался за счет добавления сока бузины, вдова же придумала подмешать к шампанскому красное вино. Она же выступила автором фирменной оранжевой этикетки, которая своей яркостью помогала отличить бутылки Veuve Clicquot от прочих.
5. Она управляла своим предприятием более 60 лет
Мадам Клико заботилась о своем предприятии на протяжении всей долгой жизни. Замуж она так и не вышла, осталась вдовой. Зато свое имя и статус ей удалось превратить в один из самых знаменитых брендов Франции. Она трудилась под девизом «Только одно качество — лучшее!». Изобретение ремюажа позволило ускорить процесс производства и увеличить его объемы — в 1860-х вдова Клико поставляла свое шампанское по всему миру.
Незадолго до своей кончины в 1866 году она