За лапшой быстрого приготовления давно закрепился образ простого и дешевого перекуса, не претендующего на изысканность, но берущего свое сытностью и возможностью длительного хранения. Однако такое восприятие можно назвать однобоким: технологии производства продуктов быстрого приготовления развиваются, их вкусы становятся более разнообразными, а росту популярности таких блюд, в том числе в России, способствует устойчивый интерес к азиатской культуре.
Об истории создания лапши и картофельного пюре быстрого приготовления, а также о последних тенденциях в этой индустрии в России и за рубежом Vokrugsveta.ru рассказала Нгуен Хай Иен (Мария), директор по маркетингу компании «Маревен Фуд Сэнтрал», выпускающей продукты быстрого приготовления под несколькими популярными брендами.
Как появились лапша и пюре быстрого приготовления
Хотя привычная нам лапша быстрого приготовления появилась сравнительно недавно, прообраз этого блюда был придуман во времена китайской династии Цин, правившей страной в середине XVII — начале XX века. Согласно одной из легенд, придворный художник и мастер каллиграфии И Биншоу (1754–1815) устроил прием в честь дня рождения матери. Возившийся на кухне усталый повар по ошибке раньше времени бросил яичную лапшу в кипяток. Чтобы спасти положение, он извлек готовую лапшу из кастрюли, обжарил в масле, а затем опустил в горячий суп перед подачей. К его удивлению, блюдо весьма понравилось гостям.
Стремительный скачок в распространении лапши быстрого приготовления произошел в 1950-х годах благодаря родившемуся на Тайване японцу Момофуку Андо. Дело в том, что в послевоенные годы, в период американской оккупации, в Японии случился продовольственный кризис. Это подстегнуло предприимчивого бизнесмена к изобретению вкусной, доступной и легкой в приготовлении еды, которой можно было бы накормить страну. Основным сырьем ему послужила поставлявшаяся из США пшеничная мука, которую в Японии тогда не жаловали.
Уже в 1958 году основанная Момофуку Андо компания Nissin выпустила первый продукт — рамен с курицей и лапшой быстрого приготовления (Chicken Ramen). В первый год такая лапша позиционировалась как дорогостоящий продукт, своего рода деликатес, стоивший в несколько раз дороже, чем традиционные соба и удон. Но через год цены снизились и блюдо стало доступно массовому потребителю.
Глобальный успех не заставил себя ждать: спустя несколько лет продукт появился на рынке Гонконга, затем — континентального Китая и других стран Азии. В частности, в 1960-х годах лапша быстрого приготовления появилась на юге Вьетнама а к середине 1970-х распространилась и в северной части страны. Зачастую лапша производилась на объединенных японско-вьетнамских предприятиях, и этот «тандем» сохраняется по сей день. При этом если изначально сотрудничество в основном сводилось к производственным инвестициям со стороны «старшего товарища», то сейчас уже Вьетнам активно экспортирует лапшу с уникальными местными вкусами в Японию.
Кроме того, лапша быстрого приготовления получила распространение в США и Европе. В каждой стране блюдо модифицировалось в зависимости от локальных предпочтений, но его суть не менялась: сочетание яркого вкуса и максимального удобства потребления.
Еще одной знаковой датой в истории продукции быстрого приготовления является 1971 год. Тогда компания Андо впервые выпустила лапшу в пластиковом стакане, в котором можно было сразу заваривать продукт. Сегодня этот формат является стандартом для отрасли.
Что же касается картофельного пюре быстрого приготовления, то в современном виде оно также появилось в 1950-х годах. Изобретенный в то время метод обезвоживания картофеля позволил создавать из него «хлопья», которые можно было быстро «сварить» в домашних условиях. Однако и в этом случае история блюда началась гораздо раньше. Так, еще во времена индейской цивилизации инков в XI–XVI вв. продукт чуньо — промороженные высушенные крахмалистые клубни картофеля — служил пищей в случае неурожая.
Прогресс в стандартах и технологиях
Сегодня в каждой стране существуют свои нормативные акты, касающиеся стандартов производства блюд быстрого приготовления. В частности, они регулируют уровень содержания усилителей вкуса, характеристики используемого масла и т. д. В России главным документом в этой области, является Технический регламент Таможенного союза 029/2012.
Огромное внимание уделяется анализу микробиологических показателей продукции. Крупные компании даже внедряют во внутренние системы управления качеством собственные лаборатории, позволяющие проводить десятки тысяч тестов в месяц. В целом стоит отметить, что современные производители стремятся своими силами проверять все входящее сырье, ингредиенты, полуфабрикаты и готовую продукцию на соответствие стандартам.
Кроме того, за последние годы существенно видоизменилась упаковка лапши и других блюд быстрого приготовления. В современной пищевой промышленности используется только специальный пластик с маркировкой, свидетельствующей о том, что он не токсичен и может соприкасаться с едой. Во внимание принимается и экологический аспект — метод «вплавляемых этикеток» позволяет сделать упаковку полностью перерабатываемой.
Национальные предпочтения
Согласно данным Всемирной ассоциации лапши быстрого приготовления, ежегодно население нашей планеты потребляет более 100 миллиардов порций этого блюда. При этом во многих странах существуют ярко выраженные вкусовые предпочтения по части лапши быстрого приготовления.
Скажем, в России потребители чаще всего выбирают лапшу с курицей и говядиной — с июня 2023-го по июнь 2024 года на долю лапши с этими вкусами пришлось 83% от общего объема продаж принадлежащих «Маревен Фуд Сэнтрал» брендов («Роллтон», BIGBON, «Петра» и т. д.). Однако постепенно россияне начинают открывать для себя и другие виды лапши: за тот же период объем продаж лапши быстрого приготовления в азиатском стиле вырос на 45% по сравнению с предшествующими 12 месяцами. Пюре быстрого приготовления тоже пользуется в России устойчивым спросом.
В Японии чаще всего едят лапшу быстрого приготовления в виде супа, особенно на основе свиного, а также куриного и рыбного бульона в сочетании с соевым соусом. Кроме того, среди японцев востребованы низкокалорийные продукты для тех, кто заботится о здоровье. Как и в других азиатских странах, лапша здесь распространена гораздо больше, чем пюре быстрого приготовления.
В Китае популярностью пользуются вкусы с большим количеством пряностей, таких, как гвоздика, корица, фенхель, звездчатый анис и другие. В дополнение к мучной лапше здесь готовят рисовую вермишель и стеклянную лапшу.
В Гонконге жители отдают предпочтение блюдам с морепродуктами и рыбой, как правило, потребляя их на завтрак и в качестве перекуса.
Во Вьетнаме самым популярным вкусом является Tom Chua Сay (смесь креветок и кислых ароматов). Местные жители предпочитают эластичную лапшу с луком, лимонным соком и перцем. Помимо мучной лапши, во многих продуктах используется традиционная вьетнамская рисовая лапша фо, отлично сочетающаяся с грибами, овощами, морепродуктами, мясом.
Бестселлером в Корее является острая лапша в бульоне с добавлением красного острого чили. Также популярны супы с говядиной и морепродуктами. Корейцы любят густую лапшу с упругой текстурой, смешанную с картофельным крахмалом. В последние годы жители стали чаще потреблять лапшу с супом Champon — смесью из сладкого перца, лука, пекинской капусты, моркови, цукини, шампиньонов, морепродуктов.
В Индии жители выбирают лапшу со вкусами «Карри-Масала» и «Чикен Тикка-Масала». Примерно 60% индийцев по религиозным соображениям являются вегетарианцами, поэтому эта часть населения потребляет продукты быстрого приготовления с овощами. Обычно индийцы едят лапшу с небольшим количеством супа. Также в стране популярен рис быстрого приготовления.
В США, как и в России, наибольшим спросом, несмотря на широкий ассортимент вкусов, пользуется лапша с курицей. Также в стране популярно пюре быстрого приготовления, например, со вкусом бекона, зелени или грибов. Зачастую оно используется в качестве начинки для выпечки и других блюд.
В странах Латинской Америки к самым популярным вкусам тоже относятся курица и говядина. Местные жители едят лапшу в виде супа с соусами сальса, чили, чаще всего добавляя сок лайма. Востребованы блюда с креветками, говядиной, курицей и сыром.
Европейцы, хоть и в меньших объемах, но тоже едят продукцию быстрого приготовления. Лидирует среди них Великобритания, которая даже производит собственную лапшу с разными вкусами. Характерной особенностью местных блюд быстрого питания является минимальное содержание соли. Здесь также популярно пюре быстрого приготовления.
Будущее лапши быстрого приготовления
Постепенно «быстрая» еда перестает играть роль разового перекуса и превращается в обычный элемент рациона. Это связано прежде всего с тем, что потребители избавляются от стереотипов о такой пище и начинают чаще экспериментировать с необычными вкусами, а бренды в ответ на этот запрос расширяют ассортимент продукции.
Кроме того, в последние годы наблюдается тренд на использование продуктов быстрого питания для приготовления более сложных блюд: супов, салатов, закусок и т. д. Похоже, что в обозримом будущем эта тенденция будет усиливаться, что также поспособствует преодолению давних стереотипов о «быстрых» лапше, пюре и других блюдах.
Похоже, что развитие пищевых технологий и рост потребительского интереса обеспечат индустрии продуктов быстрого приготовления устойчивое развитие как минимум в ближайшие несколько лет.