Ресторанов, отмеченных звездами гида Michelin, в маленьком Макао семь штук (в 2021 году их насчитывается 17 — прим. Vokrugsveta.ru). Их здесь больше, чем официальных рынков. Для азиатского города это особенно странно, но если смотреть на Макао глазами туриста, не сходящего с проложенной для него тропы, то город и не покажется азиатским. Сохранившаяся по всему центру колониальная застройка, тротуары, выложенные мозаикой в португальском духе из черных и белых булыжников, повсюду бутики модных брендов… Убрать вывески с иероглифами — и город покажется европейским.
Однако рынок тут везде. И с туристической тропы стоит сойти, чтобы увидеть настоящую жизнь. Нет, не жизнь грязных подворотен с сидящими в них попрошайками, а самобытную увлекательную реальность. Она начинается в трех метрах от лоска центральных улиц. Заглянешь за угол, а там импровизированная «полевая» кухня, на которой ловкая макаоска крутит рисовые блинчики с омлетом по пять патак за штуку, или маленькая, исходящая парами, забегаловка. Забегают туда местные жители за миской рисового супа с креветками, съедают его чуть ли не на ходу. Стоит это какие-то макаоские копейки, меню на входе не наблюдается — все свои и так знают.
Слева: Тонкие пласты вяленого мяса разной степени остроты и пряности, но все сладкие, продаются тут и там в людных местах — и в лавочках на рынке, и в цивилизованных магазинах. Всюду дадут попробовать, настрогав лист мясной «пастилы» ножницами
Справа: Сойдя с туристической тропы и потерявшись в китайском квартале, можно наткнуться на микрофабрику по производству лапши. Машина режет листы пасты в тонкую вермишель, а работница вручную сворачивает гнезда и укладывает их на большое круглое решето, похожее на основу пароварки. Следующий этап производства — высушивание лапши в таких формах на навесе на крыше дома
Если отойти чуть подальше, в китайский квартал, где на балконах проветриваются пуховики, а на крышах сушится лапша, то между антикварными магазинчиками обнаруживаются лавки с самыми ходовыми плодами земли: фасолью, сладким картофелем, китайской капустой всех мастей, арбузами, манго, дурианами и кокосами. Заглянешь за ящики с товаром — там глубоко преклонного возраста хозяева и их соседи режутся в маджонг. Однако весь товар привозной — в Макао земли под сельскохозяйственные угодья не хватает. Но на узких улицах вокруг здания Красного рынка можно увидеть все, что растет в Юго-Восточной Азии. Фрукты и овощи везут из Большого Китая, Таиланда, Малайзии, с Филиппин, из Шри-Ланки и Восточной Индии. До рынков и магазинов России не доходит и пятая часть этого изобилия.
Слева: Пестрые ларьки макаоского фастфуда могут выглядеть по-разному. Желтый смайл — знак того, что здесь продаются горячие яичные пирожные, аналогичные беленским, — часть португальского наследства. 10 патак (~90 рублей) за пару — средняя цена
Справа: Стандартная лавочка с китайским фастфудом может выглядеть весьма привлекательно. Яркие фрикадельки из мясного, рыбного, креветочного и бог знает какого еще фарша уже насажены на деревянные шампуры и готовы к погружению в бульон или фритюр по требованию покупателя
Продавцы, как и у нас, отчасти добродушно-разговорчивые, отчасти агрессивные — в зависимости от специфики товара и того, как идет торговля. Объединяет их одно: торгуются неохотно, будто и нет у них китайской торговой жилки. Цены обозначены на картонках и пересмотру не подлежат. С китайской жилкой все непросто: макаосцы — особый народ, метисы. В лицах многих из них проглядывают иберийские черты, наследие колониального прошлого. Но китайское настоящее все же берет свое. И не только тем, что дикий рынок с его дурианами, сушеными акульими плавниками и вяленым сладким мясом неотвратимо надвигается на исторические места с их патриархальным португальским духом. Невыносимая роскошь отелей с песочными пляжами на крышах, блеск самых больших в мире казино, бесстыдство моллов с венецианскими каналами и гондолами, феерические водные шоу — все это продолжение большого китайского рынка, начинающегося с азартной игры в маджонг за ящиками с кокосами.
Экскурсия по Старому Макао
Руины собора Св. Павла
Все, что осталось от кафедрального иезуитского собора XVI века, — прекрасный барочный фасад. Пожар 1835 го да уничтожил весь комплекс. Останься собор цел и невредим, возможно, он не выглядел бы столь ошеломляюще.
Сенатская площадь
Центр Старого города, уголок португальской архитектуры XVIII–XIX веков: фонтан, здание сената, почтамт, Святой дом милосердия, принадлежавший первой в Китае западной благотворительной организации.
Улица Счастья
Rua de Felicidade когда-то была «улицей красных фонарей». Сейчас за живописными красными дверями и резными створками окон располагается множество антикварных лавок, кафе и дешевых отелей.
Театр Педру V
Первый в Китае театр в европейском стиле был открыт в 1860 году и назван в честь короля Португалии. Здание прекрасно сохранилось, периодически в нем проходят праздничные мероприятия.
Дом мандарина
Традиционное китайское подворье, постройка датируется 1869 годом. Внутренние дворики, лестницы, жилые и хозяйственные помещения отреставрированы и превращены в музей.
Мавританские казармы
Внушительного вида здание с экзотическими стрельчатыми арками было построено в 1874 году для размещения полицейского полка из Гоа, также бывшей португальской колонии. Сейчас здесь штаб-квартира Морской администрации Макао.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2013