Не обязательно быть дворянином, мастерски владеть мечом или совершать подвиги, чтобы стать рыцарем британской империи. Иногда важнее разбираться в чае.
В конце XIX века чай был привилегией состоятельных людей. Но однажды британский бакалейщик Томас Липтон стал продавать его не на развес, а расфасованным, что дешевле. И этот напиток стал доступен практически всем. За грамотный маркетинг и способствование формированию «английского стиля жизни» в 1898 году Липтон даже удостоился рыцарского титула от королевы Виктории.
Тем временем в Америке цена на чай по-прежнему оставалась высокой, к тому же он не был столь популярен, как в Европе. Ситуацию изменило недоразумение, произошедшее в 1908 году. Чайный магнат Томас Салливан отправил потенциальным покупателям пробники новых сортов чая не в больших жестяных коробках, как это было принято, а в шелковых мешочках. Клиенты решили, что новый чай нужно заваривать, не вынимая из упаковки. Салливан очень удивился, когда ему заказали поставку чая в мешочках!
Во время Первой мировой войны идею взяли на вооружение. В армию наладили поставки чайных пакетиков, правда, не из шелка, а из марли. Солдаты прозвали их чайными бомбами. Однако марля придавала неприятный привкус напитку. В 1930-е американский инженер Фей Осборн предложил заменить ее на манильское волокно. Но американские военные ввели запрет на использование этого волокна — из него делали канаты. В 1938 году американская компания Dexter запатентовала фильтр-бумагу, не влияющую на вкус напитка. Затем края мешочков стали скреплять горячим прессованием, вместо того чтобы сшивать их нитками. Эти два достижения открыли чайным пакетикам дорогу к завоеванию мира.
ИСТОРИЯ
Спитая революция
Сто лет назад чайный пакетик совершил революцию, превратив элитный напиток в широко распространенный продукт. Однако то, что считалось благом, со временем стало приносить проблемы. По мнению японских культурологов, чайные пакетики оказались миной замедленного действия, которая вот-вот подорвет основы японского уклада жизни.
После анкетирования старшеклассников выяснилось, что молодежь не умеет заваривать чай по правилам, предписанным традицией чайной церемонии. Более того, оказалось, что только 20% японских семей дома пьют чай, заваренный в чайнике, остальные используют пакетики. И это в Стране восходящего солнца, где церемониал употребления напитка возведен в ранг искусства и является одним из базовых элементов культуры! Ведь, как считают японцы, во время чаепития хозяин должен прочувствовать сердце гостя, а гость — сердце хозяина. Но разве можно прочувствовать сердце, заваривая пакетик?
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2013, частично обновлен в мае 2024